• Новости
  • 12 Май 2015
    Мира и благословения Божьего, всем ищущим мира! Переписана глава ЦАРСТВО БОЖИЕ В РОЖДЕНИИ СВЫШЕ Заменена рабочая версия файла для скачивания (обновлено апрель 2015) версия 03.2015. с уважением Виктор Пасечнюк....
  • 29 Ноябрь 2012
    В раздел Библиотека, добавлена книга Габриэля Бунге "Скудельные сосуды" - Опыт личной молитвы по учению святых отцов. Книга содержательная. Я прочел еще не все, но уже решил поделится радостью, и предлагаю вам книгу этого замечательного священника для назидательного чтения. Бог в помощь!
Учение Виссариона в свете Библии
О Царстве Божием
Конструктор сайтов православных приходов

01. Глава Первая. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ И МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

 Ц АРСТВО НЕБЕСНОЕ И МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

 

Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают,

что в многословии своем будут услышаны;

не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду,

прежде вашего прошения у Него.

(Мф. 6.7,8)

 

 

Каждое таинственное богослужение Церкви[1] начинается благословением Царства Божьего. Толкователи Священного Писания различают три проявления Царства Божьего.

·           Первое Царство – это Царство Силы. Это царство видимого мира, который был сотворен Словом Бога.

·           Второе Царство – Это Царство Благодати. Это то, Царство Небесное, которое есть внутри нас. Это наше реальное, онтологическое соединение с Творцом. Это Царство проповедовал Христос и Его ученики. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. (Лк. 17.20,21). Такое Царство может образоваться в нас, если мы слушаем и выполняем волю Царя Небесного, Который Духом Своим руководит нас, наставляет, освящая все естество наше. Если есть Царь, и есть подданный, который повинуется Царю, то есть и Царство. И это Царство Божие должно начаться еще здесь, на земле, внутри нас.

·           Третье Царство – это Царство Славы Божией, которое наследуют избранные Богом люди и ангелы Его. Оно относится к миру грядущему. Благословение этого триединого Царства Божьего преподал нам Господь Иисус Христос в евангельской молитве «Отче наш». Которая заканчивается словами благословения  Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф. 6.13). Ибо Твое (Великого Бога) есть Царство (Царство благодати Духа Святого) и сила (сила Твоя неограниченна ничем в Твоем творении, Ты Творец и Всесильный Вседержитель всего сотворенного Тобой) и слава (Ты Господи, славен во всех делах Твоих, дела и творение Твое призвано к неизреченной[2] Славе Твоей, которую наследуют уповающие на Тебя и следующие воле Твоей) во веки. Аминь.

Молитва Господня есть совершеннейшая молитва для всех людей, в которой присутствуют все виды молитв.

1. Молитва о самых важных прошениях для нашего спасения, чтобы наследовать Царство Благодати и Славы.

2. Молитва покаянная[3], без которой человеческая молитва не может быть приятна и угодна Всесвятому Богу.

3. И конечно же хвалебная, благодарственная часть молитвы, без которой любая молитва останется ущербной. Славословие Бога необходимо для души человека. И в молитве Господней это славословие выражается в кратких последних словах благословения и возвеличивания Бога и Царства Его.

Молитва Господня дана нам Тем, Кто принес в мир и в наши души Царство Божие. Нам подарен и оставлен[4] истинный мир Царствия Божьего. Молитва Господня это та молитва, которая всегда на потребу. В ней самое главное. Она всегда уместна. Она кратка и понятна. В ней мольба о Царстве Божием. В ней нет ничего лишнего.

Как часто мы читаем эту богодухновенную молитву, которую вручил нам Христос. Мы читаем ее настолько часто, что порой уже прочитываем ее без должного благоговения и внимания. Бывает только для «устава», на «автомате», красивой скороговоркой. Но нужно чаще напоминать себе, что мы, молясь этой молитвой, произносим Его слова, которыми были научены. И это не многостраничный акафист, не сложная песнь ветхозаветных праведников, но немногословная молитва, которая есть самая соль всех существующих просьб к Богу. Все 7 прошений должно произносить нам внимательно и с мольбой возносить каждое из 46 слов к престолу Божьему.

1. Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое.

Имя новое открыл нам Христос. Имя Бога Великого – Отец. Здесь больше чем Отец всего сотворенного им. Как Творца и Отца, Бога, знали и сами иудеи. Здесь же тайна любви Божией, тайна Отечества и Сыновства, здесь тайна триединства Божьего. Когда-то проповедники и богословы старались подобрать примеры из Царства видимого мира для объяснения этой тайны, сокрытой от веков и родов, ныне же открытой святым Его (Кол. 1.26). Старались приоткрыть Тайну Отцовства и триединства, чтобы люди не соблазнились, как соблазнились сыны противления, распявшие Спасителя. Что бы те, кто слышал о Триедином, не извратили откровение Божие, в многобожное язычество.

Как Океан есть вода – жидкость, так и в северных странах Океан есть твердый лед, но это вода. А от океана вверх поднимаются испарения и туманы, это легкий пар, но он, есть тот же Океан, и это тоже вода. И жидкость, и лед и пар это – вода одного Океана и это Океан. Так и Бог, Он Единый Бог – Отец, Сын, Дух Святой[5]. Эту Троичность некоторые усматривают в образе человека, который есть дух, душа и тело. И как в человеке есть мысль, которая выражается словом и движением,[6] так можно и этим примером выразить единство Бога, Который есть Сущий над всеми, Бог Отец, Его безначальное[7] Слово и присносущный[8] Дух Его.

Отче…  да святится Имя Твое. Боже наш, как мы славословим Тебя в наших сердцах и умах, языками возвещая величие твое, так да будут все дела и действия наши прославлять Тебя такими делами, которые Тебе угодны. Свято то, что посвящено Творцу. Да будет наша жизнь посвящена Тебе. Да с твоей благодатной помощью мы будем совершать дела правды, стараясь исполнить заповедь твою. Помоги нам, Отче наш, чтобы жизнью своей мы выполнили заповеданное Сыном Твоим, так да светит свет ваш пред людьми[9], чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Мф. 5.16).

2. Да приидет Царствие Твое.

Большинство новоначальных христиан, которых я спрашивал о смысле этого прошения, имеют мнение, что это то третье Царство Славы, которое должно прийти по воскресении мертвых и по отделении добра от зла. Т.е. то Царство, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Откр. 21.4). Первые христиане, которые были в гонениях, молились о скорейшем приходе Спасителя возглашая - Маранафа[10], чтобы утешиться от своих скорбей, ради Христа претерпеваемых. И это Царство обязательно придет, молимся мы о том, или нет. В этом же прошении, мы молим о том, чтобы пришло Царствие Благодати, то Царствие Божие которое внутри  нас есть. Просим, что бы Сам Бог, Дух Святой, озарил наши души нетварным светом[11].

В последующих главах состояние Царствия Божьего в человеке, будет подробно отражено в ссылках на священное Писание и в мистическом христианском опыте многих сподобившихся этого единения в нашем человеческом естестве. По сути, это и есть, та земная цель христианской жизни, как о том поведал прп. Серафим Саровский. Цель в том, чтобы нам сподобиться посещения Духа Святого, и сделать себя Его жилищем. В том, чтобы к нам, пришло Царствие Его, которое начинается еще здесь на земле.

3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Противление воле Бога, как мы можем увидеть, начиная с самых первых книг Библии, является основным грехом, за который Бог наказывает человека. Человек вкусил запретный плод  в эдемском саду, народ роптал на Бога, Который заботился о них в пустыне на пути из Египта к земле обетованной. Упорство и противление воле Божией толкнуло книжников и фарисеев отвергнуть и предать казни Спасителя Христа. Великая мудрость для человека, если он умеет видеть волю Божию и не противиться ей. Начало премудрости – страх Господень. Человек в начале своего спасительного пути должен остерегаться стать и быть противником Божественной воли. Противника воли Божией никогда не исполнит Дух Святой, но только тех, кто повинуется Ему. Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему. (Деян. 5.32). Как этого достичь? Как же быть покорным Ему и не противится Богу? 

1. Во всем происходящем видеть управляющую Десницу Бога. Помнить о том, что все события, это часть Божественного промысла. Очень хороший совет остался нам от старцев Оптиной пустыни. Молитва «Оптинских старцев» показывает, какие мысли и чувства, должен иметь верующий Богу человек. Вот некоторые прошения из этой молитвы. «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою». Часто, при встречающихся искушениях и скорбных жизненных обстоятельствах, есть соблазн потерять память того, что все происходит по воле Творца. Человек в таком состоянии может согрешить ропотом, хулой на промысел Божий, или впасть в уныние. Но даже в самых неожиданных поворотах событий нашей жизни нужно вспоминать, что Бог всегда говорит, ибо от Меня это было. (3Цар. 12.24). В 18-м псалме третьей кафисмы, которая читается на утрене каждую субботу, есть замечательная богодухновенная строчка. Судьбы Господни истины, оправданы вкупе. (Пс. 18.10). Судьба = суды Бога. И то, что с нами происходит, даже то, что по нашему мнению не должно происходить, все это по промыслу Божьему. Суды Господни истины. Если мы когда-то увидим свою прожитую жизнь со стороны, все события вкупе[12], то прославим заботу нашего Бога о нас, увидев, что Он, несмотря на наше неповиновение Его воле, Своим промыслом делал все, чтобы мы и окружающие нас, получили помощь для спасения души. Только увидев в целом всю картину событий происходящих с нами, всю цепочку судеб, как видит ее Бог, мы поймем, и «оправдаем»[13] промысел Божий ищущий нашего спасения. В этом опыте теодицеи (Богооправдания) каждый познавший истину путей и судеб Божьих, несомненно, прославит хвалебным гласом своего Творца. В послании к римлянам написано, любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. (Рим. 8.28) Нужно доверять Богу и любить его сыновней любовью, веря что Отец никогда не оставит свое дитя, и никогда любящему сыну Он не сделает того, что было бы ему в погибель.

2. Надеяться и уповать на Господа. Весь Ветхий Завет превозносит послушание Господу и упование на Его святую волю, как главнейшую добродетель человека. Упование не на связи, деньги, не на князи и сыны человеческия, но на Бога, и промысел Его, в нашей жизни. Оставляющий упование на Бога, отнимает от себя небесное покровительство. Он как бы говорит своими мыслями и делами, что позаботится о себе сам, намного лучше, чем Господь.  Но не так должен поступать верующий. Писание более чем о какой либо другой добродетели возвещает нам, о уповании на Бога. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33.9). Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная. (Ис. 26.3,4). А вот и всем известный 90 псалом «Живый в помощи», который так любит[14] наша Церковь[15]. Ведь все, что в нем обещано Богом, защита от сети, язвы, стрелы, беса, змея, все обещано только тому, кто прибегает к Нему и уповает на Него. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

3. Согласовывать свою волю, с волей Божией. Для того, чтобы быть своими делами и мыслями согласным с волей Бога, мы должны знать, в чем заключается воля Его. Знать что угодно Богу, и что противно Ему, знать как поступить в различных ситуациях жизни. Это проявление мудрости и не помутненного разума. Как приобрести эту желанную мудрость? Она подается нам через Слово Его. Необходимо постоянно, ежедневно читать Священное Писание. Пусть это будут одна, две или три главы[16], но каждый день. Серафим Саровский в своих поучениях говорил: «очень полезно заниматься чтением Слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека своей милостью, но исполнит его дара разумения». Человек, получив разумение и мудрость, будет знать, как нужно поступить, чтобы быть в согласии с волей Божьей. Но это накладывает и ответственность[17], так как если знаешь, обязан делать то, что может быть, даже причиной неприятностей, вследствие правильного поступка. Ведь еще и премудрый Соломон сказал, «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». (Ек. 1.18). Но этого требует Бог. Ведь Спаситель предупредил нас, что кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. (Мф. 10.38). Кто-то скажет, что если не буду знать, меньше будет спроса. Но такой человек уподобится тому, кто зарыл свой талант, и который говорил: я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Но ему был ответ от Господа. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. (Мф. 25) И прочитывая третье прошение молитвы Господней мы должны держаться евангельских слов  не Моя воля, но Твоя да будет[18]. (Лк. 22.42).                          

4. Хлеб нaш насyщный дaждь нaм днeсь.

Ты Господи, знаешь, что мы люди, которым достался удел этой жизни, среди терния (колючек) и волчцов (сорняков),[19] добывать пропитание в поте лица своего, прилагая для этого немало сил и времени. Но мы просим Тебя, то что необходимо нам сегодня для нашей жизни, дай нам по великому милосердию Твоему. Потому что Ты, помощь и упование наше, во все дни жизни нашей.

В этой молитве, Господь учит нас, молится только о настоящем времени. Так как просящий и получающий только сегодня, будет иметь гораздо большее упование и надежду на Бога, чем тот который живет в достатке и стабильности. Как обычно, в изобилии и богатстве, человек начинает полагаться на внешнее и материальное, забывая Господа и заповеди Его. Показателен пример евангельского богача, который имея изобилие и богатство, говорил себе. Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. (Лк. 12.19-22) И добавил Христос, уча нас добродетели упования: «итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы». (Мф. 6.34). Как в 74 Псалме написано о этом. Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Или в славянском переводе написано вместо «поддержит»,  препитает тя. (Пс. 74.23)

5.  И остави  нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф. 4.17). Мы должны видеть свои прегрешения, и недостатки совершенства, которые препятствуют войти нам в Царство Божие. Если человеческая молитва не имеет покаянных воздыханий, то такая молитва вероятнее всего не будет угодна Богу[20]. Почему? Потому что кто не видит того, что он имеет на себе бремя дел, слов и мыслей, которые противны Богу, тот слеп от своей гордости. Бог же гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4.6 и 1Пет.5.5). Человек не видящий своих недостатков, не имеет снисходительности и очень немилосерден к другим людям.

В Евангелии от Матфея, Христос добавил, после того как научил своей молитве учеников. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф. 6.14-15). Грехи препятствуют Духу Божьему пребывать в нас. Но нам, даром достался дар прощения грехов. Потому что наказание за грехи всех людей легло на Иисуса Христа. Его добровольным страданием мы очистились от своих грехов. О этой жертве за несколько сот лет до Голгофы пророчествовал Исаия. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Ис. 53.5-7). Нам уже не нужен для вечного спасения, тот закон из 613 мицвот[21], которых придерживаются иудеи. Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть. (Рим. 3.20) Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет[22]. (Гал. 3.10-11). Жертва за весь мир принесена. Прощение для всех уже настало. Мы очищены от греха кровью Иисуса. Теперь, каждый может принять Бога в себя. Соединиться с Ним. Приблизиться к совершенству. Обожится, стать сыном Его, и сыновней любовью взывать к Нему – Отче наш! Мы можем иметь прощение только когда будем иметь веру в то, что очистились от грехов наших, распятым Христом. Мы можем родиться от Духа, зная, что мы оживаем для вечности, Его воскресением из мертвых. И соединяясь с Ним в Его теле[23], и с Его Духом, мы пребываем в любви. Любовь это дух Христов. Где любовь там прощение. По своей любви Бог даром прощает нам наши грехи. Мы же имея Дух Божий должны прощать тех, кто согрешил против нас. Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. (1Ин. 4.7-12). И по свойству любви, если мы имеем Дух Божий, мы непременно будем прощать других людей. Без любви мы не будем иметь Святого Духа, и любовь живет там, где Дух Божий, потому что Сам Бог есть любовь. (1Ин. 4.8).

Но как прощать людей, если это трудно, если не получается? Настоящая любовь только в Духе Святом.  Но каждый должен пытаться делать правду Божию. Стремиться к ней, понуждать себя для творения дел Духа. Мы судим, пересуживаем и осуждаем каждый день своей жизни. Мы судим, но суд наш должен, по слову Спасителя[24], быть с милостью. Иначе сами мы лишимся того, на что рассчитываем – на прощение грехов и помилование. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. (Мф. 7.1,2) Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. (Иак. 2.13). И вот, что нам нужно делать. Если все таки судим, попробуем поставить себя, на место осужденного[25]. Попробуем найти смягчающие обстоятельства для осуждаемого. Вспомним свои сделанные грехи, прощение которых мы получили, и убоявшись что наш суд воскресит эти грехи отложим это очень неполезное занятие. Человек в обиде и негодовании желающий наказания и даже смерти своему обидчику должен помнить что Бог, у любого человека может в любую минуту забрать его жизнь миллионами из случаев. И если Он терпит такого человека и сохраняет ему жизнь ради чего-то, то и мы должны терпеть, доверяя промыслу Божьему.

Прощение наших грехов и прощение нами наших должников это напрямую имеет отношение к Царству Благодати, которое внутри нас есть, к пути стяжания Духа Святого. Все Евангельские притчи, начинающиеся со слов Царство Небесное подобно, это подсказка нам, при каких условиях Дух Святой может пребывать в нас. И вот притча Христова о некой стороне  Царствия Божьего, которая есть прощение «должников наших».

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. (Мф. 18.23-35) После прочтения этой притчи для всякого человека становится очевидным то, что в Царствии Славы у Бога не будет находится тот, кто не прощал людям согрешения их, но был жесток и немилосерден. Исполнение Духом Святым, то Царство Благодати, которое внутри нас есть, не наступит у жестокого и немилосердного человека. Если мы молимся этими словами пятого прошения молитвы Господней, но остаемся как тот, немилосердный должник, не прощая согрешивших против нас, то произносить эту просьбу к Богу, мы не имеем права. Остается одно – проявлять снисхождение и любовь к ближним своим. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1Ин. 4.7-8).

6. И не введи нас во искушение.

7. Но избавь нас от лукавого.

Все мы в этом мире проходим искушения и без них мы не можем. В священном Писании есть образы очищения и проверки на качество. Это например как в одиннадцатом псалме  говорится о святости и чистоте Слова Божьего. Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли (в слав. – искушенно земли) в горниле, семь раз переплавленное. Серебро и золото очищают многократным плавлением, отделяя драгоценный метал от примесей и рудной породы. Так серебро, проходя через огонь очищается. Здесь, в этом мире, все люди бывают испытаны. Есть ли в них, то серебро, которое остается чистым после того как руда сгорит или отфильтруется в земляном горниле. Только чистые, отделённые от ненужных примесей, смогут войти, в когда то потерянный рай. Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. (1Пет. 4.12). Искушения приносят нам очищение и славу победителя[26], если мы достойно их проходим. Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; (Дан. 11.35).

Человек всегда стоит перед выбором. И этот выбор нужно сделать в сторону Бога и его заповедей. Искушение – это проверка, испытание. То, что несовершенно должно быть испытано. Каждое творение Божие имеющее свободу выбора, стоит перед искушением. Само искушение, это такое стечение обстоятельств, при котором человек имеет опасность потерять веру и упование на Бога, или же совершить грех, преступив заповедь Божию. Человек может искушаться собственными желаниями, которые исходят от плоти и поврежденного грехом человеческого общества. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. (1Ин. 2.16) В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; (Иак. 1.13-15). Апостол Павел противопоставляет таким искушениям плотской жизни, жизнь и пребывание в Духе Святом. Это пребывание не дает уже место тому действию искушений, которые порождают грех, а он есть смерть. И цель этой книги рассказать о стяжании и исполнении Духом Божьим.

Кроме собственных желаний мы искушаемы врагом рода человеческого[27]. И потому два прошения о избавлении от искушения и дьявола стоят в одном ряду. Это очень опасные искушения. Об избавлении от такого искушения нас научил молится Иисус Христос. Он Сам был искушаем в пустыне от дьявола. Но Его человеческая природа победила искушения, и теперь Он может помочь любому искушаемому человеку. Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. (Евр. 2.18).

Сатана выпрашивает у Бога непосильные испытания для человека, что бы доказать своему Творцу никчемность и недостойность человека для Царствия Божьего откуда сам был извергнут. Он пытается оклеветать и очернить тех, кого Бог сотворил для того чтобы восполнить число отпавших ангелов[28]. Сам сатана есть клеветник. В книге Иова описывается, как сатана просит у Бога испытать праведного Иова[29] тяжелыми испытаниями, так как услышал от Бога похвалу Иову. И Бог позволил ему искусить, проверить и лишить Иова близких ему людей, богатства, дома и даже здоровья. Это испытание было выше сил Иова, но он устоял в искушении. Вот в такие и подобные сатанинские искушения мы просим Бога не вводить нас, не попускать их нам, и не допустить сильного искушения по причине нашей немощи.

О избавлении от лукавого молится необходимо[30]. Сам Сын Человеческий молился Отцу о своих учениках. Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. (Лк. 22.31,32). Сатана выпрашивает у Господа, искусить людей так, что бы человеку было очень трудно понести это. Поэтому мы просим Бога не позволить лукавому искушать нас великими искушениями. Последствия постоянного падения и укоренения в пороках может привести и к одержанию бесом человеческого существа. Отче наш, избави нас, сынов Твоих, от лукавого дьявола!

 

 

 



[1] Литургия, Крещение, Венчание и др.

[2] Невыразимой словами.

[3] Замечательно написано о молитве покаянной у свт. Игнатия Брянчанинова в его 2 томе Аскетических опытов.

[4] Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мiр дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. (Ин. 14.27)

[5] То, что от сущности Бога, то, не может быть во времени и иметь начало как любое Его творение. И что от Сущности Его, то, и Само является Богом. Если Бог говорит, то Его Слово предвечно, вне времени и прежде творении, и Слово Его, есть Бог. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Ин. 1.1). Если Дух Святой подающий жизнь исходит от Отца, то Он присносущно исходит, и Дух есть истинный Бог. О Триединстве воспел пророк Давид. Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - все воинство их. (Пс. 32.6)

[6] Или иногда вместо движения приводят пример телесного дыхания.

[7] Безначальный = не имеющий начала, существовавший всегда

[8] Присносущный = всегда существовавший и существующий

[9] Известна история об одном христианине которого подвигли эти слова на раскаяние и обращение от греха. Один христианин был одержим страстью пьянства. Он ежедневно упивался вином в кабаке. Однажды единоверец проходя мимо, случайно увидел его в питейной, в неприглядном виде, пьющим вино. И он написал записку, которую передал через мальчика этому пьянице. Прочитав записку, нерадивый христианин оставил в волнении стакан и выбежал на улицу. Никого не увидев, он пришел в умиление и в последствии покаявшись обратился от своей страсти. В записке было написано.  Так да светит свет ваш пред людьми… Но упаси нас Бог, от такого света, который не прославляет Отца нашего Небесного.

[10] Да грядет Господь!

[11] Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть. Под царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это Царствие Божие теперь внутрь вас и находиться, а благодать Духа Святого и отвне осиявает, и согревает нас, и, преисполняя многоразлиным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанною. (Из беседы прп. Серафима с Мотовиловым)

 

[12] Вкупе = собранными вместе.

[13] Теодицея - Богооправдание Божественной благости в Его промысле и заботе о нашем мире, несмотря на случающееся зло и страдания в жизни людей.

[14] Наверное, каждому второму призывнику на службу в армию, бабушка дает с собой на службу образок с напечатанным на обратной стороне «Живый в помощи». Брючные ремни, обложки для паспортов, складные иконочки, магнитики на холодильники, пояса, на всем можно встретить этот 90 псалом. Наверняка в каждом доме он есть, и многие читают его каждый день для победы над видимыми и невидимыми врагами, для защиты от всякого зла. Но есть ли у многих читающих его, то упование, за которое Господь обещает защиту и ограждение? Говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" (Пс. 90.2).

[15] Среди православных христиан очень любим 90 псалом, а среди других христианских Церквей, не менее популярен 22 псалом «Пастырь мой». Если Голливуд показывает в фильме священнослужителя, то как правило там будет строчка из этого псалма. Но и этот псалом учит нас упованию. Без упования на Бога, на Его святую волю, мы не можем именоваться верующими. И наша надежда должна быть не на заученный текст (а чаще бывает даже ни разу не прочитанный, а только носимый с собой в кармане или сумочке), но надежда на Бога Живого, Который есть защита всем уповающим на Него.

[16] Оптимально: глава из Ветхого Завета, глава из Евангелия, глава из Посланий.

[17] Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. (Иак. 4.17)

[18] По своей человеческой природе, которая была немощной и скорбела перед страданием на Кресте, Христос оставил всему роду человеческому образец упования, надежды и смирения перед волей Отца Небесного в своих словах молитвы в Гефсиманском саду.

[19] Адаму же сказал Бог:… проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят. (Быт. 3.17-19)

[20] Мало того, такая молитва, где нет смирения и покаяния, очень опасна тем, что человек может по тщеславию, а потом и по гордыне, вознестись над Волей Бога. Просить о выполнении только того, что угодно ему самому. Это приводит к тому, что человек считает себя выше других и свое мнение ставит во главу бытия как своего, так и окружающих. Предел такой гордыни, восстание на промысел Божий и отпадение от Господа.

[21] Предписания для соблюдения в Торе (Пятикнижие пророка Моисея) которые большей своей частью были прообразом того, что исполнилось в пришествии Машиаха Иешуа (Христа Иисуса). Сам Христос сказал: «истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Мф. 5.18). Пока не исполнится все, что было возвещено о Мне, и что было прообразом Моего. Для того, чтобы все поняли, что это дело Искупления и крестной Жертвы, воля Бога Небесного.

[22] Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. (Авв. 2.4)

[23] См. Глава: «Царство Божие и Церковь – Тело Христово».

[24] Мф. 23.23.

[25] В народе говорят, что понять, значит простить. Премудрый Соломон, говорил о снисхождении к злословящему его человеку. Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других. (Ек. 7.20-22). А блж. Августин высказывал мысль, что если человек молится о спасении обидчика, то он уже возлюбил его, потому что молящийся не может не любить и он выполняет заповедь Христа. Мы насильно не можем вызвать у себя чувство горячей любви к врагу. Не можем возлюбить врага такой любовью, какой любим близких нам, но мы можем, разумом заставить себя помолится о спасении, вразумлении и исправлении обидчика. Возможно за такие добрые усилия, нам может быть дарована благодать горячей Любви Духа Святого.

[26] Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. (Откр. 2.10)

[27] Иудеи говорят, что падшие ангелы еще не все, в своем числе, связаны узами ада по той причине, что Всевышний позволяет им действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом. Книга Еноха рассказывает что лишь только те, из падших, кто выпросил себе человеческое тело и согрешив в нём, связаны до суда адскими узами мрака. (2Пет. 2.4)

[28] Подробно о Царстве Божием, дьяволе и человеке, предлагаю почитать в приложении к этой главе - (Приложение: О сатане).

[29] И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? (Иов. 1.6-9)

[30] Итак, мы должны всегда во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас быти искушению выше силы нашея, но да избавит нас от лукавого. Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов пшеничное зерно. Прп. Серафим Саровский


Назад к списку