Каждое та́инственное богослужение Церкви[1] начинается благословением Царства Божьего. Толкователи Священного Писания различают три проявления Царства Божьего.
Молитва Господня есть совершеннейшая молитва для всех людей, в которой присутствуют все виды молитв:
1. Молитва о самых важных прошениях для нашего спасения, чтобы наследовать Царство Благодати и Славы.
2. Молитва покаянная[3], без которой человеческая молитва не может быть приятна и угодна Всесвятому Богу.
3. И, конечно же, хвалебная часть молитвы – славословие, без которой любая молитва останется ущербной. Славословие Бога необходимо для души человека. И в молитве Господней это славословие выражается в кратких начальных словах исповедания величия и святости Того, Кто есть наш Всевышний Небесный Отец. А также в последних словах благословения Бога и Царства Его.
Молитва Господня дана нам Тем, Кто принес и в мир, и в наши души, Царство Божие. Нам подарен и оставлен[4] истинный мир Царствия Божьего. Молитва Господня – это та молитва, которая всегда на потребу. В ней есть самое главное. Она всегда уместна. Она кратка и понятна. В ней мольба о Царстве Божием. В ней нет ничего лишнего.
Многократно мы произносим эту богодухновенную молитву, которую вручил нам Христос. Мы читаем ее настолько часто, что порой уже прочитываем ее без должного благоговения и внимания. Бывает только для «устава», на «автомате», красивой скороговоркой. Но нужно почаще напоминать себе, что мы, молясь этой молитвой, произносим Его слова, которыми были научены. И это не многостраничный акафист, не сложная песнь ветхозаветных праведников, но немногословная молитва, которая есть самая соль всех существующих просьб к Богу. Все 7 прошений должно произносить нам внимательно и с мольбой возносить каждое из 46 слов к престолу Божьему.
1. «Отче наш, иже еси на небесех, да святится Имя Твое».
Боже наш, как мы славословим Тебя в наших сердцах и умах, языками возвещая величие твое, так да будут все дела и действия наши прославлять Тебя такими делами, которые Тебе угодны. Свято то, что посвящено Творцу. Да будет наша жизнь посвящена Тебе. С Твоей благодатной помощью да будем мы совершать дела правды, стараясь исполнить заповедь Твою. Помоги нам, Отче наш, чтобы жизнью своей мы выполнили заповеданное Сыном Твоим, «так да светит свет ваш пред людьми,[5] чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16). В нас должна отражаться Слава Божия подобно как солнечный свет отражается от луны. И чем чище наша душа, тем ярче будет светить свет Божий через нас.[6] Кирилл Иерусалимский замечательно сказал: «Свято по естеству Имя Божие, говорим ли мы то, или не говорим. Но, поскольку в согрешающих иногда оскверняется, как и написано: «Ибо ради вас, как написано, Имя Божие хулится у язычников» (Ис. 52:5; Рим. 2:24), для того и молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что, будто не быв святым, начнет оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем».
Имя новое открыл нам Христос. Имя Бога Великого – Отец. Здесь больше, чем Отец всего сотворенного Им. Как Творца и Отца Бога знали и сами иудеи. Здесь же тайна любви Божией, тайна Отечества и Сыновства, в которой трансцендентный этому миру Бог, Недоступный, Безначальный и Бесконечный, находящийся вне границ времени и пространства, становится имманентным этому миру, т.е. являет Своё личностное присутствие в границах этого мира. И мало того, Он в Своем величии, ради исправления мира, который повредился через грех сотворенных Им разумных сущностей, принял крайнее самоограничение и унижение, став Человеком, Мессией страдающим.
Если же говорить о таинственном аспекте Имени Бога, то нужно знать, что Имя ЭhЙЕ́ АШЕ́Р ЭhЙЕ́, которым открылся Бог Моисею, в Торе стало записываться[7] через Тетраграмматон.[8] Правильное произношение этого Имени сокрыто и считается утерянным.[9] Но в иудейской традиции было мнение, что истинное произношение Тетраграмматона будет открыто Мессией, согласно пророчеству псалмопевца: «Возвещу Имя Твое братьям моим, посреди собрания прославлю Тебя» (Пс. 21:23). Имя же Христа, которое на Иврите в полном произношении звучит как ИЕОШУ́А, открывает нам произношение Тетраграмматона, если его записать через Пентаграмматон[10] – יהשוה.[11] В великом Имени ИЕОШУА святится Имя Всевышнего.
2. «Да приидет Царствие Твое».
Большинство новоначальных христиан, спрошенных мной о смысле этого прошения, считают, что это то третье Царство Славы, которое должно прийти по воскресении мертвых и по отделении добра от зла. Т.е. то Царство, где «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
Первые христиане, которые были в гонениях, молились о скорейшем приходе Спасителя, восклицая «Маранафа!»,[12] чтобы утешиться от своих скорбей, которые они терпели ради Христа. И это Царство Славы обязательно придёт со вторым Пришествием Мессии, независимо от того, молимся мы об этом или нет. Но в этом прошении, говоря: «да приидет Царствие Твое» мы молим Бога о том, чтобы пришло не Царство Славы, а Царство Благодати, то Царствие Божие, которое внутри нас есть. Мы просим, чтобы Сам Бог, Дух Святой, озарил наши души нетварным светом.[13]
В последующих главах этой книги мы подробно обсудим, как в человеке присутствует Царствие Божье. Для этого мы будем ссылаться на Священное Писание и мистический христианский опыт тех, кто смог стать причастником благодати.
Царство благодати – это, по сути, земная цель христианской жизни, как учил преподобный Серафим Саровский. Наша задача – достичь этого Царства, став обиталищем Святого Духа. Мы стремимся к тому, чтобы в нас установилась власть Его Царства уже здесь, на земле, что делает нас подлинно божьими людьми.
3. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».
Как мы видим, с первых страниц Библии, самым серьезным грехом, за который Бог наказывает человека, является сопротивление Его воле. Это проявляется в самых различных формах: вкушение запретного плода в Эдемском саду, вражда, братоубийство, ропот народа на Бога. В конечном итоге упорство и неповиновение воле Божией привели к тому, что начальники народа Израильского отвергли и предали на казнь Спасителя – Иисуса Христа.
Для человека большая мудрость – уметь видеть волю Божию и не противиться ей. Как сказано: «Начало премудрости – страх Господень». Человек в начале своего спасительного пути должен остерегаться стать, и быть противником Божественной воли. Противника воли Божией никогда не исполнит Дух Святой, но только тех, кто повинуется Ему. Как написано: «Дух Святый, Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32). Как же нам достичь этого? Как быть покорными Богу и не противиться Ему?
Во-первых. Во всем происходящем видеть управляющую Десницу Бога. Помнить о том, что все события – это часть Божественного промысла. Очень хороший совет остался нам от старцев Оптиной пустыни. Молитва «Оптинских старцев» показывает, какие мысли и чувства, должен иметь верующий Богу человек. Вот некоторые прошения из этой молитвы.
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою».
Часто, при встречающихся искушениях и скорбных жизненных обстоятельствах, есть соблазн потерять память того, что все происходит по воле Творца. Человек в таком состоянии может согрешить ропотом, хулой на промысел Божий, или впасть в уныние. Но даже в самых неожиданных поворотах событий нашей жизни нужно вспоминать, что Бог всегда говорит: «ибо от Меня это было» (3Цар. 12:24). В 18-м псалме, есть замечательная строчка. «Судьбы Господни истины, оправданы вкупе»[14] (Пс. 18:10). Судьба – это суды Бога. И то, что с нами происходит, даже то, что по нашему мнению, не должно происходить, все это по промыслу Божьему. Суды Господни истины. Если мы когда-то увидим свою прожитую жизнь со стороны, все события вкупе,[15] то прославим заботу нашего Бога о нас, увидев, что Он, несмотря на наше неповиновение Его воле, Своим промыслом делал всё для нашего блага. Только увидев в целом всю картину событий, происходящих с нами, всю цепочку судеб, как видит ее Бог, мы поймем, и «оправдаем»[16] промысел Божий, ищущий нашего спасения. В этом опыте теодицеи каждый познавший истину путей и судеб Божьих, несомненно, прославит хвалебным гласом своего Творца. В послании к римлянам написано: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Нужно доверять Богу и любить его сыновней любовью, веря, что Отец никогда не оставит свое дитя, и никогда любящему сыну Он не даст того, что было бы ему в погибель.
Во-вторых. Для того чтобы быть покорным Ему и не противится Богу, необходимо надеяться и уповать на Него. Писание превозносит послушание Господу и упование на Его святую волю, как главнейшую добродетель человека. Упование не на связи, деньги, не «на князи, и сыны человеческия», но на Бога, и Его промысел в нашей жизни. Тот, кто оставляет упование на Бога, отнимает от себя небесное покровительство. Он как бы говорит своими мыслями и делами, что позаботится о себе сам намного лучше, чем Господь. Но не так должен поступать верующий. Писание, более чем о какой-либо другой добродетели возвещает нам об уповании на Бога. «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9). Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная (Ис. 26:3,4). В 90-м псалме человеку обещаны Богом защита от сети, язвы, стрелы, беса, змея. Но все это обещано только тому, кто прибегает к Богу и уповает на Него говоря: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» (Пс. 90:2).
В-третьих. Необходимо согласовывать свою волю, с волей Божией. Для единства и согласия с волей Бога, мы должны знать, в чем заключается воля Его. Нужно знать что угодно Богу, и что противно Ему. Знать, как поступить в различных ситуациях жизни. Это проявление мудрости и не помутненного разума. Как приобрести эту желанную мудрость? Она подается нам через Слово Его. Человеку для духовной жизни требуется постоянное чтение и изучение Священного Писания. Одна, две или три главы,[17] но каждый день. А может это каждодневное изучение одного из стиха из библейских книг, но изучение глубокое и тщательное. Серафим Саровский в своих поучениях говорил: «очень полезно заниматься чтением Слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека своей милостью, но исполнит его дара разумения». Когда человек обретает разумение и мудрость, он понимает, как следует поступать, чтобы соответствовать воле Божьей. Это знание, в свою очередь, возлагает на него ответственность.[18] Ведь если человек осознаёт, как нужно действовать, он обязан следовать этому пути, даже если последствия его действий могут привести к неприятным последствиям. Ведь еще и премудрый Соломон сказал: «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:18). Но этого требует Бог. Ведь Спаситель предупредил нас, что «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10:38). Кто-то скажет, что, если не буду знать, меньше будет спроса. Но такой человек уподобится тому, кто зарыл свой талант, и который говорил: «я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Думающим так дан ответ от Господа. «Лукавый раб и ленивый! Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 25:26:30). И, прочитывая третье прошение молитвы Господней, мы должны держаться евангельских слов «не Моя воля, но Твоя да будет»[19] (Лук. 22:42).
4. «Хлеб нaш насyщный дaждь нaм днeсь».
Ты, Господи, знаешь, что мы люди, которым достался удел этой жизни добывать пропитание в поте лица своего среди терния (колючек) и волчцов (сорняков),[20] прилагая для этого немало сил и времени. Но мы просим Тебя, то, что необходимо нам сегодня для нашей жизни, дай нам по великому милосердию Твоему. Потому, что Ты – Помощь и Упование наше, во все дни жизни нашей.
В этой молитве Господь учит нас молится о настоящем времени. Так как просящий и получающий только сегодня и сейчас будет иметь гораздо большее упование и надежду на Бога, чем тот, который живет в достатке и стабильности. Как обычно, в изобилии и богатстве человек начинает полагаться на внешнее и материальное, забывая Господа и заповеди Его. Показателен пример евангельского богача, который, имея изобилие и богатство, говорил себе. «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук. 12:19-22). И уча нас добродетели упования Христос добавил: «итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матф. 6:34). Как в псалме написано об этом. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит[21] тебя». Даже в дохристианские времена, когда нищета считалась, можно сказать, наказанием от Бога и пороком, а богатство благословением, премудрый Соломон необычно для своего времени изрек: «нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:8,9).
5. «И остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим».
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 4:17). Мы должны видеть свои прегрешения и недостатки, которые препятствуют войти нам в Царство Божие. Если человеческая молитва не имеет покаянных воздыханий, то такая молитва, вероятнее всего, не будет угодна Богу.[22] Почему? Потому что, кто не видит на себе бремя дел, слов и мыслей, которые противны Богу, тот слеп от своей гордости. Человек, не видящий своих недостатков, не имеет снисходительности и очень немилосерден к другим людям. Нам необходимо прощение грехов от Бога. Для этого и мы должны прощать.
После того как Христос научил своей молитве учеников, Он добавил: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф. 6:14-15). Грехи препятствуют Духу Божьему пребывать в нас. Однако нам дарован бесценный дар прощения грехов. Ведь Иисус Христос взял на себя наказание за грехи всех людей. Его добровольным страданием мы очистились от своих грехов. Об этой жертве за несколько сот лет до Голгофы пророчествовал Исаия: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:5-7). Не Законом Моисея ныне человек получает прощение грехов, но милостью Бога через веру в Искупление Христово. «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20). «Законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:10-11). Жертва за весь мир принесена во Христе. Прощение для всех уже настало. Мы очищены от греха кровью Иисуса. Теперь, каждый может принять Бога в себя. Соединиться с Ним. Приблизиться к совершенству. Обожится, стать сыном Его, и сыновней любовью взывать к Нему – Отче наш!
Мы можем получить прощение только через веру в то, что наши грехи были прощены распятым Христом. Мы можем родиться от Духа, осознавая, что воскресение Христа воскресило нас для вечной жизни. Когда мы соединяемся с Ним в Его теле и Духе,[23] мы пребываем в любви. Любовь – это Дух Христов. Там, где есть любовь, есть прощение. Бог, движимый Своей любовью, дарует нам прощение наших грехов. Мы же, имея Дух Божий, должны прощать тех, кто согрешил против нас. Ведь написано: «Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Иоан. 4:7-11). И, если мы имеем Дух Божий, действие которого это любовь, мы непременно будем прощать других людей. Отсутствие любви – это признак отсутствия в нас Святого Духа. Любовь живет там, где Дух Божий, потому что Сам Бог есть любовь (1Иоан. 4:8).
Но как прощать людей,[24] если это трудно, и если это не получается? Мы судим, пересуживаем и осуждаем каждый день своей жизни. Мы судим, но суд наш должен быть с милостью. Иначе сами мы лишимся того, на что рассчитываем – на прощение грехов и помилование. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7:1,2). «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). И вот, что нам нужно делать. Каждый должен пытаться делать правду Божию. Стремиться к ней, понуждать себя на добрые дела. Если все-таки судим, то попробуем поставить себя, на место осуждаемого.[25] Попробуем найти смягчающие обстоятельства для осуждаемого.
Вспомним свои грехи, прощение которых мы получили, и побоимся, что наш суд может вернуть их. Когда человек обижен и негодует, он может желать наказания и даже смерти своему обидчику. Но не нужно забывать, что Бог в один момент может забрать жизнь любого человека, как это происходит ежедневно в миллионах случаев. И если Всевышний терпит человека, которого мы осуждаем, и сохраняет ему жизнь ради чего-то, то и мы должны терпеть, доверяя промыслу Божьему.
Прощение наших грехов и прощение нами наших должников, напрямую имеет отношение к Царству Благодати, которое внутри нас есть, к пути стяжания Духа Святого. Все Евангельские притчи, начинающиеся со слов Царство Небесное подобно, это подсказка нам, при каких условиях Дух Святой может пребывать в нас. И вот притча Христова о некой стороне Царствия Божьего, которая есть прощение «должников наших».
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. (Матф.18:23-35)
После прочтения этой притчи, для всякого человека становится очевидным то, что у Бога в Царствии Славы, не будет находиться тот, кто не прощал людям согрешения их, но был жесток и немилосерден. Царство Благодати, которое внутри нас есть, не образуется в немилосердном и злопамятном человеке, и такой не будет исполнен Духом Святым.
Если мы молимся словами пятого прошения молитвы Господней, прося простить нас, но не прощаем согрешивших против нас, оставаясь жестокими, как тот немилосердный должник, то произносить эту просьбу к Богу, мы не имеем права. Остается одно – проявлять снисхождение и любовь к ближним своим, прощая их. Как и написано: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан. 4:7-8).
6. «И не введи нас во искушение».
7. «Но избавь нас от лукавого».
Все мы в этом мире проходим искушения, так как «надобно придти соблазнам» (Матф. 18:7,8). Искушением познается верность Божественным принципам. Серебро и золото очищают многократным плавлением, отделяя драгоценный метал от примесей и рудной породы. Так серебро, проходя через огонь, очищается. Здесь, в этом мире, все люди бывают испытаны. Христос сказал: «невозможно не придти соблазнам» (Лук. 17:1). Человек испытывается в горниле искушений подобно добытой руде на наличие внутреннего серебра. Только чистые, отделенные от ненужных примесей, смогут войти, в Царство Славы Господней. «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1Пет. 4:12). Искушения приносят нам очищение и славу победителя,[26] если мы достойно их проходим. В книге Даниила написано об искушениях: «пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени» (Дан. 11:35).
Человек всегда стоит перед выбором. И этот выбор нужно сделать в сторону Бога и его заповедей. Искушение – это проверка, испытание. То, что несовершенно должно быть испытано. Каждое творение Божие имеющее свободу выбора, стоит перед искушением. Само искушение, это такое стечение обстоятельств, при котором человек имеет опасность потерять веру и упование на Бога, или же совершить грех, преступив заповедь Божию. Если сказать иначе, человек имеет свободу, которая может выбрать или путь жизни, или же путь смерти – что соответствует или приближению к Богу или удалению от Него.
Человек может искушаться собственными желаниями, которые исходят от плоти и поврежденного грехом человеческого общества. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан. 2:16). «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:13-15). Апостол Павел противопоставляет таким искушениям плотской жизни, жизнь и пребывание в Духе Святом. Пребывание же в Духе Святом не дает место действию искушения, порождающему грех, который есть смерть. И цель этой книги – рассказать о стяжании Духа, и о исполнении Духом Божьим, т.е. о духовной жизни во Христе Иисусе, Спасителе нашем.
Кроме собственных желаний (похотей) мы искушаемы врагом рода человеческого.[27] И потому два прошения молитвы Господней об избавлении от искушения и дьявола стоят в одном ряду. Это очень опасные искушения. Об избавлении от такого искушения нас научил молиться Иисус Христос. Он Сам был искушаем в пустыне от дьявола. Но Его человеческая природа победила искушения, и теперь Он может помочь любому искушаемому человеку. «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18).
Сатана выпрашивает у Бога непосильные испытания для человека, чтобы доказать своему Творцу никчемность и недостойность человека для Царствия Божьего, откуда сам был низвергнут. Он пытается оклеветать и очернить тех, кого Бог сотворил для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Сам сатана есть клеветник-обвинитель. В книге Иова описывается, как Сатана просит у Бога испытать праведного Иова[28] тяжелыми испытаниями, так как услышал от Бога похвалу Иову. И Бог позволил Сатане искусить Иова лишением богатства, дома, близких ему людей, и даже здоровья. Это испытание было выше сил Иова, но он выстоял в искушении. Вот в такие и подобные им сатанинские искушения мы просим Бога не вводить нас, не попускать их нам по причине нашей немощи.
Об избавлении от лукавого молится необходимо.[29] Сам Сын Человеческий молился Отцу о своих учениках. Как написано: «Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лук. 22:31-32).
Враг человеческого рода стремится посрамить людей в глазах Всевышнего. Сатана испрашивает у Господа, чтобы искусить нас так, чтобы нам было трудно вынести это. Поэтому мы просим Бога не допустить, чтобы лукавый испытывал нас великими искушениями.
Постоянные падения и укоренение в пороках могут привести к одержимости нечистым духом. Отче наш, избави нас, Твоих сыновей, от лукавого дьявола!
[1] Литургия, Крещение, Венчание и др.
[2] Невыразимой словами.
[3] Замечательно написано о молитве покаянной у свт. Игнатия Брянчанинова в его 2 томе «Аскетических опытов».
[4] «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоан.14.27).
[5] Известна история об одном христианине, которого подвигли эти слова на раскаяние и обращение от греха. Один христианин был одержим страстью пьянства. Он ежедневно упивался вином в трактире. Однажды единоверец, проходя мимо, случайно увидел его в питейной, в неприглядном виде, пьющим вино. И он написал записку, которую передал через мальчика этому пьянице. Прочитав записку, нерадивый христианин оставил в волнении стакан и выбежал на улицу. Никого не увидев, он пришел в умиление и впоследствии, покаявшись, обратился от своей страсти. В записке было написано. «Так да светит свет ваш пред людьми… Но упаси нас Бог от такого света, который не прославляет Отца нашего Небесного».
[6] Подробней о этом в главе, «Плоды Духа: милосердие и любовь».
[7] «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий = ЭhЙЕ АШЕР ЭhЙЕ = (букв. «Буду Который Буду»). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий = ЭhЙЕ послал меня к вам» (Исх.3:14).
[8] Тетраграмматон – это четыре буквы יהוה = ЙУД-hЭЙ-ВАВ-hЭЙ. В еврейской традиции это Имя считается непроизносимым. Знатоки еврейского языка и Св. Писания утверждают, что Тетраграмматон своеобразно сформирован из трех временных форм глагола «быть» = היה = «hАЙА». Форма прошедшего времени: היה = hАЙА = «Он был». Форма настоящего времени: הוה = hОВЕ = «Он есть». Форма будущего времени: יהיה = ЙИhЙЕ = «Он будет».
[9] В еврейском языке в основном буквы являются согласными. Гласные звуки на письме через знаки огласовок еврейские книжники начали отображать лишь только в 6-7в. н.э. До этого огласовок в священном Писании не было. Без знаков огласовок слово возможно прочесть с разными гласными в различных вариантах. Поэтому настоящее произношение Тетраграмматона, произношение которого запрещено и всегда было заменяемо другими эпитетами, было забыто.
[10] Пентаграмматон – это Тетраграмматон со вставленной посредине Имени буквой ШИН - יהשוה.
[11] О Имени Бога и о Имени Христа подробно см. в толковании буквы ШИН в книге «Еврейские буквы о Христе».
[12] «Да грядет Господь!»
[13] «Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть. Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это Царствие Божие теперь внутрь вас и находиться, а благодать Духа Святого и отвне осиявает, и согревает нас, и, преисполняя многоразличным благоуханием, окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанною» (Из беседы прп. Серафима с Мотовиловым)
[14] Стих приводится в славянском переводе с Септуагинты.
[15] «Вкупе», т.е. собранными вместе.
[16] Теодицея – совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире. В 2015 году вышла книга о. Геннадия Фаста «Комментарий на книгу пророка Аввакума или опыт библейской теодицеи».
[17] Например, глава из Ветхого Завета, глава из Евангелия, глава из Посланий.
[18] «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17).
[19] По своей человеческой природе, которая была немощной и скорбела перед страданием на Кресте, Христос в словах своей молитвы в Гефсиманском саду оставил всему роду человеческому образец упования и смирения перед волей Отца Небесного.
[20] Адаму же сказал Бог: «… проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3:17-19).
[21] Или как в славянском переводе с Септуагинты написано «препитает тя» (Пс.54:23) вместо «поддержит». В оригинале написано יְכַלְכְּלֶךָ = ЕХАЛЬКЕЛЕХА = «снабдит тебя прокормит, обеспечит тебя, позаботится о тебе».
[22] Мало того, такая молитва, где нет смирения и покаяния, очень опасна тем, что человек может по тщеславию, а потом и по гордыне, вознестись над Волей Бога. Просить о выполнении только того, что угодно ему самому. Это приводит к тому, что человек считает себя выше других и свое мнение ставит во главу бытия как своего, так и окружающих. Предел такой гордыни – восстание на промысел Божий и отпадение от Господа.
[23] См. Глава: «Царство Божие и Церковь – Тело Христово».
[24] См. проповедь «Прощение» в книге «Не сказанная проповедь».
[25] В народе говорят, что понять, значит простить. Премудрый Соломон, говорил о снисхождении к злословящему его человеку. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» (Еккл.7:20-22). А блаженный Августин высказывал мысль, что если человек молится о спасении обидчика, то он уже возлюбил его, потому что молящийся не может не любить и он выполняет заповедь Христа. Мы насильно не можем вызвать у себя чувство горячей любви к врагу. Не можем возлюбить врага такой любовью, какой любим близких нам, но мы можем, разумом заставить себя помолится о спасении, вразумлении и исправлении обидчика. Возможно за такие добрые усилия, нам может быть дарована благодать горячей Любви Духа Святого.
[26] «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении» (Дан.12:10). «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).
[27] Писание говорит, что не все падшие ангелы связаны узами ада по той причине, что Всевышний позволяет им действовать в мире для того, чтобы у человека был выбор между добром и злом. Книга Еноха рассказывает, что лишь только те, из падших, кто выпросил себе человеческое тело и согрешив в нём, связаны до суда адскими узами мрака (2Пет.2:4).
[28] «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?» (Иов.1:6-9).
[29] «Итак, мы должны всегда во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас быти искушению выше силы нашей, но да избавит нас от лукавого. Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов пшеничное зерно». (Серафим Саровский)