02. Глава Вторая. ЦАРСТВО БОЖИЕ И САТАНА

 

 

ЦАРСТВО БОЖИЕ И САТАНА

 

Кто-то видит смысл человеческой жизни в рождении и заботе о следующих поколениях. Некоторые считают, что предназначение человека — построить дом, посадить дерево и вырастить сына. А некоторые находят радость и удовлетворение в наслаждении и заботе о себе. Многие же люди утверждают, что смысл жизни заключается в любви.

В первой строке Библии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Как иудейская, так и христианская традиция считают, что сначала был создан ангельский мир, называемый «небом», а затем и весь видимый мир, известный как «земля». Ангелы – это разумные создания Божии, созданные по образу и подобию Божьему, обладающие свободной волей.[1]  Число сотворённых ангелов велико.

Зачем Бог, Совершенный и Самобытный, не имеющий нужды ни в чём и ни от чего не зависящий, создал[2] из небытия Словом Своим бессмертных сущностей? По Своей любви Он захотел, чтобы Его творение стало причастно к Его Благой Божественной Сущности.

Чтобы те, кто увидел Свет, стали общниками и участниками того истинного блага или блаженства, которое есть в Нем Самом.

Гармония и единение с Создателем царили среди всех сотворенных духов. Но, как повествует Священное Писание, произошло нечто, нарушившее это единство с Богом. Один из духов, обладая свободной волей, восстал против воли Творца. В Священном Писании названа первая и главная причина этого отпадения – гордость.[3]

12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

13 А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;

14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему.

15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. (Ис.14:12-15)

Святитель Димитрий Ростовский в своем Синопсисе предлагает интересное толкование на строчку из послания к евреям апостола Павла, объясняя, в чём была причина гордыни Денницы. Синодальный перевод не передаёт этот смысл, потому что в нём опущено слово παλιν = ПАЛИ́Н = «паки» «опять», присутствующее в оригинальном тексте и славянском переводе.

6 Также, когда опять = παλιν = ПАЛИН вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. (Евр.1:6)

Святитель Димитрий пишет: «Причину ангельской гордыни некоторые из богословов находят в следующем: Господь Бог, как бы открыл ангелам тайну воплощения Слова, в котором имело соединиться Божество с человечеством в лице Хри­стовом, Которому все ангельские существа должны будут кланяться.[4] Один из главных ангелов, называемый Светоносным, рассмотрев высоту и славу своего ангельского естества и рассудив о бренности имевшего появиться человеческого естества, возгордился и помыслил не поклоняться хотящему воплотиться Богу Слову, говоря: «На небо взыду и буду подобен Вышнему». Cиe предположение относительно откровения ангелам тайны воплощения Слова богословы основывают на следующем. Святой апостол Павел в послании к Евреям пишет: «Егда же паки вводит Первородного во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси ангели Божии» (Евр. 1:6). Рассуждая об этих словах, они усматривают, что Сын Божий дважды был, вводим во вселенную: в первый раз чрез откровение ангелам о воплощении Того, Который был еще до создания ангелов, а во второй чрез само воплощение. В обоих этих случаях дается повеление ангелам, чтобы они поклонялись Ему: в первом, чтобы поклонялись верою, ибо они должны были веровать, в имущего воплотиться Бога Слова, которому должны кланяться, а во втором же случае, чтобы они поклонялись самим делом. И потому-то апостол говорит слова: «егда же паки», сие есть вторицею, «вводит Первородного», что указывает на двукратное Его введение, бывшее сперва в начале для ангелов, а по истечении установленных лет и для людей. Отсюда ясно, что ангелам открыта, была тайна будущего воплощения. Так рассуждают некоторые богословы. Но так как древнейшие учителя об этом не писали, то поэтому и мы не говорим о сем ут­вердительно».

Находясь в Боге, Духом Божиим ангелы получали откровения. Не все ангелы восприняли это откровение с покорностью, узнав, что Бог будет обитать не только в их духовных сущностях, но и в «земле», которая станет человеком и даже превзойдет их.

Вместе с мятежным светоносным ангелом отпала треть ангельского мира. Как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «вот, большой красный дракон… Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12:3,4).

Отпав от Творца с этой частью ангелов, Денница нарушил гармонию творения Божьего и возомнил себя подобным Всевышнему: «Выше звезд Божиих вознесу престол мой» (Ис. 14:15). Под звездами в этом контексте подразумеваются ангелы, как в Откровении у Иоанна Богослова, так и у Исайи. Денница, известный также как Люцифер, возгордился, уподобив себя Богу, и возвысил себя над другими ангелами, указав им свой путь, отличающийся от пути Всевышнего.

Некоторые полагают, что отпавшие ангелы знали, что Бог, сотворив однажды первоначальное число ангелов, уже не станет повторно творить духов, восполняя гармонию творения. Это питало их гордыню, поскольку они считали, что без них Божий план, в том числе и дальней будет ущербным. И всё это произошло из-за ненависти и презрения к Тому, Кто Станет Сыном Человеческим – Владыкой неба и земли.

Однако Творец, чтобы восполнить тот первозданный мир числа сотворенных и посрамить гордость падшего ангела, творит из земли человека по Своему образу и подобию. Теперь место отпавших должен был занять человек. Некоторые стихи Писания свидетельствуют об этом, например, у Иоанна Богослова.

9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. (Откр.6:9-11)

В 3 книге Ездры упоминается беседа Ездры и Архангела Иеремиила о суде и вечном Царстве праведников.

35 … вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?

36 На это отвечал мне Иеремиил Архангел: когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей,

37 и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера. (3Ездр.4:33-37)

Существует мнение,[5] что этот временный мир закончится тогда, когда число святых праведников среди людей сравняется с числом[6] отпавших от Бога ангелов.

О, как же была уязвлена гордость денницы, который не думал, что ему найдется достойная и равноценная замена. И только узнав о том, что Бог соединится с плотью и что человек будет новым творением способным еще и к размножению, он тотчас возжелал смерти человеческому естеству. Поэтому Христос и сказал: «он был человекоубийца от начала» (Иоан. 8:44). Т.е. сатана был ненавистником и врагом человека еще до сотворения Адама и Евы.[7]

Человек создан мужчиной и женщиной, которые при соединении в одну плоть способны к размножению – рождению других людей.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. (Быт. 1:27-28)

Этот чудесный дар рождения себе подобных не был присущ совершенным ангелам. Бог благословил размножение людей, но то, что оно когда-то прекратится, свидетельствует о том, что когда-то отпавшее число восполнится и больше не будет нужды в умножении людей. «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мар. 12:25).

Иудейские мидраши говорят, что ангелы были недоверчиво настроены к новому творению.[8] Мидраш приводит даже фразу, которую ангелы воскликнули при виде сотворенного, но уже падшего человека. «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:5). Первоначально это был возглас возмущения и протеста против земного существа – человека. Это первые клеветнические слова отпавших ангелов. Но псалмопевец, по действию Святого Духа, чтобы показать нечистым ангелам их гордость и клевету, приводит эти же слова в аспекте прославления человека, ставя его в лице Мессии на вершину творения этого мира. В этих словах псалмопевца прославляется Тот, Кто взойдет превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем (Еф. 1:21).

Наименование Денницы именем «Сатан» неслучайно. Слово שָׂטָן‎ = САТА́Н означает «противник», «обвинитель». Греческий вариант этого слова – «дьявол».

Падшие духи возненавидели человека и решили воспрепятствовать восстановлению вселенской полноты. Дьявол в виде змея решил искусить свободную волю человека по отношению к заповеди о невкушении плодов с одного дерева в центре райского сада. Для каждого созданного со свободой выбора должен быть и путь с альтернативой, чтобы проявилась добрая воля свободного существа. Поэтому была и заповедь запрета, и поэтому был допущен до первых людей искуситель. И по той же причине наша жизнь протекает здесь на земле среди зла и искушений. Чтобы мы своим выбором, своим желанием добра подтвердили, что мы выбрали жизнь и приняли в дар от Бога Его Царство Славы.

По этой же причине дано еще время сатане искушать людей, проверяя их на верность Творцу. Как радуется враг рода человеческого, когда еще, еще и еще одна душа не наследует жизнь вечную, а входит в число его «царства» тьмы. Дьявол – это обезьяна Бога. Есть мнение, что сатана пытается погубить людей из-за зависти к ним, по причине того, что некоторые люди оказались лучше,[9] чем он, и очень желает набрать свою полноту «царства», независимого от Закона Всевышнего. Ангелы же верные Богу служат человеку по воле своего Творца, споборствуя ему против древнего врага в достижении вечного спасения. Апостол назвал их «служебными духами» (Евр. 1:14) именно потому, что они, воспевая величие Творца,[10] еще служат и спасению человечества, помогая людям в «брани против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). И если ангелы Божьи споборствуют человеку, то каждый, кто Господень, должен быть воином Всевышнего, прилагая усилия к удалению от пути зла не только себя, но и ближнего своего. А для священников это первая обязанность. «И, может быть, из-за нас не наполняются житницы праведных, и ради грехов, живущих на земле» (3Ездр. 4:39). Может быть, из-за нас, из-за теплохладности верующих, не наполняется житница Божия. «Ибо много званых, но мало избранных» (Лук. 14:24).

Как говорил Спаситель, даже одна душа, вошедшая в радость Господа своего, вызывает ликование и радость ангелов (Лук. 15:10). Зная это, мы должны относиться к каждому встречному человеку так, чтобы наши слова и поступки могли помочь ему на пути к спасению души.

Первого человека прельстил сатана в образе змея.

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете,

5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Быт.3:1-7)

Сатана был рад, что люди ослушались Бога и были изгнаны из райского сада. Это стало причиной проклятия, которое Бог наложил на землю и на человечество. Однако было и обещание того, что враг, из-за которого было потеряно блаженное место обитания человека, будет побеждён. Бог проклял древнего змея такими словами.

14 … за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт.3:14,15)

Падший ангел осуждается ниже всего творения, даже бессловесного. Теперь его пища – это прах и пыль земля. Ничего духовного. Человек же, в отличие от него, не только ест хлеб, но и живёт всяким словом, исходящим из уст Господа (Втор. 8:3). Сатана же, подобно блудному сыну, испытывает голод и ест то, что едят свиньи. Однако, в отличие от блудного сына, который растратил своё имение и хотел вернуться к отцу, сатана не имеет стремления вернуться к своему Творцу. Он навеки утратил огонь Божества, который когда-то почивал на нем. Он был Помазанным Херувимом. Теперь же, по слову св. Игнатия,[11] дьявол вращается в естестве, чуждом и унизительном для него. Дух бесплотный обрекается на помышления и ощущения единственно земные, страстные. Он не хочет и не может правильно действовать в этом естестве: он постоянно злоупотребляет этим естеством. Если раньше Денница был огненным Херувимом, то теперь, после падения и лишения благодати Божией, он и последовавшие за ним духи находятся ниже всех в этом земном мире. Они, подобно змею, лежат на прахе земном, который служит им пищей.

Все существа имеют какой-то отрыв от земли по причине того, что стоят на ногах, а древний змей обрекается на совершенно приземленное существование неестественное ему.[12] Сатана, будучи духом, имеет плотские помышления и стремления, которые есть смерть.[13]

Дьявол есть человекоубийца и враг рода человеческого, и Бог устанавливает вражду между падшими духами и людьми.

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт.3:14,15)

У человека один враг – духи злобы. Поэтому сыны человеческие должны враждовать не друг с другом, но вооружиться «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Апостолы Петр и Иаков повелевают противостать сатане, убеждая нас, что если мы покоряемся Богу, дьявол проигрывает свою битву.

8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою… (1Пет. 5:8,9)

7 Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. (Иак. 4:7)

Бог, верным Ему и покорным дает оружие для этой брани. Апостол говорит: «приимите всеоружие Божие…» (Еф. 6:13-18).[14] «Всеоружие» – это необходимая амуниция для военных действий. Бог дал человеку действенные средства войны с нечистыми духами. Но без того Избавителя, который есть «семя жены», все средства войны с врагом рода человеческого неэффективны.

В райском саду жена Адама была соблазнена словами змея. И потомство жены должно по обетованию будет поразить голову сатаны. Этого Спасителя, посрамляющего искусителя ждали Адам и Ева, полагая, что это будет их первенец. Но первый сын – Каин, оказался первым человекоубийцей. Ни второй, ни третий, ни пятый сын, не исполнил того, что предсказал Бог. В последующих поколениях людей Господь воздвигал пророков, которые пророчествовали возвещая Слово Бога. И все они имели пророчество о Том, Кто возьмет наказание и проклятие за грех всех людей на Себя, и пригвоздит грех в собственном безгрешном теле, на крестном жертвеннике. Пророки пророчествовали о Том,[15] Кто раздавит голову змея. Но Сатане было дано право жалить пяту, т.е. причинять страдания и искушать людей.

По пророчеству родилась в мир Жена от которой должен родится Спаситель. Она родила Спасителя мира – Иисуса Христа.

22 все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. (Матф.1:22-23)

Но жала сатаны не избежал даже Спаситель. Если в пустыне Искусителю не удалось ужалить Христа, то он решил уязвить Мессию через людей. Уязвив же Богочеловека распятием, сам древний змей был поражен в голову. Сила сатаны упразднилась через силу Жертвы Христовой. Так как «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1Иоан. 3:8).

Дьявол посрамлён жизнью и смертью Христа, но падшие ангелы, не желая смириться с волей Божией о человеке, продолжают обвинять и клеветать на людей. Когда-то, до потопа, враги рода человеческого горделиво указывая на согрешающих людей хвалились перед Богом, что они лучше, чем земные создания. И чтобы доказать это, некоторые из ангелов во времена первых людей (см. книгу Еноха),[16] выпросили себе тело, чтобы показать себя, даже в отпадшем состоянии выше людей, которые тогда наполняли землю.

4 Но сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и стали входить к ним, и они стали рождать им…

5 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле. (Быт.6:4-5)

От этих смешений рождались исполины – рефаимы, у которых «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Также в Книге Еноха говорится, что сыны Божии получившие плоть, учили своих детей запретному искусству волхвования и демонического общения, открывая человеку то, что он не должен был знать – мир магии. Некоторые из падших ангелов имели желание показать, что даже лишившись благодати в человеческой плоти они будут превосходить презренных людей чистотой своей жизни, а на самом деле получилось так, что не справившись и искушением плоти, они превзошли людей во зле. Их потомство – исполины, притесняли людей насилием, чародейством и убийствами.[17] Всемирный Потоп омыл осквернение с лица земли. Но духи злобы продолжали ненавидеть род человеческий.

Сатана по-прежнему пытается навредить человечеству, распространяя клевету и желая гибели людей. Иудейское предание гласит, что когда человеческая жизнь оказывается в смертельной опасности, ангелы-обвинители представляют перед Господом злые дела и слова человека, требуя справедливого суда и наказания. Они настаивают на том, чтобы жизнь грешника была прервана. Существует мнение, что злословие и осуждение других — это слова, которыми сатана может воспользоваться для обвинения человека. Из этих слов обвинитель составляет свое обвинение.[18] Все, что мы говорим, становится дерзким набором обвинений[19] против нас самих. Именно поэтому сказано: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Прит. 21:23). Сатана особенно старается обвинить человека, когда ему грозит смертельная опасность. Однако святые ангелы возносят перед Господом добрые дела и слова человека, оправдывая его.[20] И благо нам, если святому Ангелу Хранителю есть что сказать в наше оправдание.

Не будем помогать сатане обвинять нас. Мы немощны сами по себе, но в укрепляющем нас Христе мы сильны и свободны. Христос победил грех, смерть и дьявола. В пустыне Он отразил нападение Сатаны, и об этом написано: «Тогда оставляет Его дьявол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Матф. 4:11). Не было еще такого человека, который бы так удивил ангельский мир, как Сын Человеческий Иисус Христос. Ангелы в ожидании смотрели, как человек в лице Иисуса Христа, вышедший в пустыню на духовный поединок, отразит искушения лукавого. Как сможет побороть естество человека величайшие искушения самого Сатаны. И не было никого ранее подобного Иисусу, кто бы, как Он, не сделал греха и у кого не было бы лжи в устах Его (Ис. 53:9). Ангелы, узрев силу такого Человека, приступили и служили Ему, как Господину.[21]

Победивший дьявола и получивший Царство – Мессия, Сын Человеческий пребывает вечным Царём тварного мира. Как написано у пророка:

14 И дана Ему власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Дан.7:14)

Его Слава,[22] которая будет явлена в грядущем веке всякой душе, будет Божественным Светом «Солнца правды», о котором пророчествовал Малахия. Для одних этот Свет будет благом, а для других огнём пылающим (Мал. 4:1-2). Для врагов рода человеческого, для духов злобы поднебесной Свет Христов будет мучением вечным.

 

[1] Свободой выбора добра или зла, послушания или преслушания воле Творца

[2] «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).

[3] Под метафорой земного царя в Писании открывается трагедия ангельского мира – падение Денницы.

[4] В исламе есть также предание о том, что причиной отпадения ангелов было человеческое естество, которое было возвеличено Творцом. «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, кроме Иблиса, он отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (Коран Сура «Корова» 2:34).

[5] «Вопросы Анастасия Синайского». Вопрос. Имеет ли бытие твари конец существования? Ответ. Бог ведает прежде бытия все. Говорят святые отцы, как наполнится число святых мужей, число отпавших ангелов и наполнится горняя утварь, ангельский чин, тогда будет конец сей жизни.

[6] О том, что число полноты должно быть без ущерба мы видим из примера 12 апостолов. Христос дает обетование полному числу двенадцати апостолов. «Вы в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф.19:28). Но Иуда Искариот отпал от числа апостолов, и чтобы восполнить число, на место Иуды по жребию был принят Матфий. Т.е. полнота апостольского числа даже при отпадении сына погибели должна была быть не нарушенной. «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян.1:23-26).

[7] «Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего, но завистью дьявола смерть вошла в мир» (Прем.2:23-24). Иудейский мидраш рассказывает о том, что ангелы возмутились, узнав о намерении Творца создать первого человека.

[8] Даже ангелам оставшимся верными Господу было необычно смотреть на зло, делаемое людьми, которые по замыслу Творца должны пройти свой жизненный путь. И в притче Христовой ангелы, имеющие ревность по чистоте и добродетели, предлагают вырвать или выполоть злых, из среды человеческого общества. Но человек одарен от Бога покаянием. И если сегодня человек зол, то завтра может быть свят. И на предложение ангелов Господь говорит, что нужно дождаться времени жатвы. «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Матф.13:28-30).

В Исламе есть также история о недовольстве ангелов. Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (Коран. «корова» 2:30).

[9] Особенно Сын человеческий – Иисус Христос.

[10] «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» (Пс.148:1-2).

[11] Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. Поучение в 4 неделю Великого поста.

[12] Мидраш говорит о том, что до искушения первых людей змей имел ноги. Но после Божественного проклятия змей лишился своих конечностей и был обречен ползать по земле на чреве.

[13] «Помышления плотские суть смерть, … плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:6-8).

[14] «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством» (Еф.6:13-18).

[15] Все Писание и все пророки говорят о Спасителе людей – о Машиахе. О том великом Вожде, Который даст избавление порабощенному дьявольской властью и злобой страдающему и чающему избавления человечеству. Именно для этого от Адама все поколения людей ждали Спасителя.

[16] О этом событии также повествует иудейский мидраш. Подробно об этом можно прочесть в нашем толковании Пс.67:17.

[17] Мидраши иудеев повествуют, что исполины, не имея достаточного количества пищи, обирали людей, и даже поедали человеческую плоть. В Ветхом Завете говорится о великане, Оге Вассанском, который по иудейскому преданию избежал смерти от потопа и прожил еще 800 лет прежде, чем Моисей убил его в сражении. «Ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» (Втор.3:11). От Ога были потомки исполины, о которых упоминает книга (2Цар.21:15-22). Это сыны инаковы (Чис.13:33,34) и (некоторые шестипалые с 24 пальцами) исполины в числе которых был Голиаф и его сродники Сафут и Иесвий. Вавилонские мифы также полны рассказов о допотопных исполинах.

[18] Он может воспользоваться одним случайно оброненным словом, чтобы воздвигнуть обвинение против человека, поэтому следует остерегаться «дать сатане возможность открыть рот» (Бавли. Брахот 19а). Также раввины усматривают подтверждение этого мнения, кроме случая с обвинением сатаны в истории о Иове, и в строке из Екклесиаста. «Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою» (Еккл.10:20). Слово «крылатая» толкователи понимают, как «ангел, бесплотный дух».

[19] «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37).

[20] «Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи» (Прит.14:25). «Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, – Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление» (Иов.33:23,24).

[21] Об этом см. наше толкование Пс.151.

[22] «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф.16:27).


Назад к списку