• Новости
  • 12 Май 2015
    Мира и благословения Божьего, всем ищущим мира! Переписана глава ЦАРСТВО БОЖИЕ В РОЖДЕНИИ СВЫШЕ Заменена рабочая версия файла для скачивания (обновлено апрель 2015) версия 03.2015. с уважением Виктор Пасечнюк....
  • 29 Ноябрь 2012
    В раздел Библиотека, добавлена книга Габриэля Бунге "Скудельные сосуды" - Опыт личной молитвы по учению святых отцов. Книга содержательная. Я прочел еще не все, но уже решил поделится радостью, и предлагаю вам книгу этого замечательного священника для назидательного чтения. Бог в помощь!
Учение Виссариона в свете Библии
О Царстве Божием
Конструктор сайтов православных приходов

03. Глава Третья. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ И ВЕЧНАЯ МУКА

 

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ И ВЕЧНАЯ МУКА

 

Огонь вечный, уготован дьяволу и ангелам его. (Мф. 25.41)

 

Преподобный Иоанн Дамаскин, в своем труде «Точное изложение православной веры» разбирая все определения нашего вероучения, написав главу о Рае, пропустил главу об аде и о вечных мучениях. И это не случайно, что не написана глава о преисподней. Мы можем только иметь очень смутное представление об аде, и о вечных муках огня и червя, исходя из слов Писания. Никто не может истолковать точно, как это будет. Есть различные мнения толкований библейских слов по этому вопросу. Но всегда это останется только мнением, пока не исполнится все. Что нам ясно открыто, то это то, что будет наказание нечестивых людей и ангелов. Будет огонь и червь в этом вечном наказании[1]. И к тому же, будет озеро огненное, куда будет брошен сатана и весь ад. И смерть[2] и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. (Откр. 20.14,15). Человек должен знать, что говорит Писание по вопросу вечного отлучения от Царства Небесного. Т.е. знать о испытываемых мучениях отверженных. Я приведу некоторые цитаты Писания о мучении грешных, и сделаю вывод, которое есть толковательное мнение, но не догмат Церкви по этому вопросу.

Божие откровение о вечном огне, очень часто является преткновением для тех людей, которые не могут и не хотят покориться Творцу. Страшась страданий, люди по-своему хотят понимать вечные муки. Если сказать точнее, они вообще не хотят принять этот факт духовного мира. Атеисты и люцефериане, иногда и не церковные люди, высказывают мысль, что если бы Бог был Любовь и высшее Благо, то не осудил бы свое разумное творение на бесконечное страдание. Эти, казалось бы, разумные мысли, заразительны, навязчивы и всегда меняют библейское мировоззрение в сторону хулы на Творца и Слово Его. Всякая хула на Бога это «недалекость» ума сотворенных людей, а чаще всего ложь сатаны, который наверняка зная истину, противится ей и пытается других увести в сторону лжи и тьмы. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Ин. 8.44) 

В Священном Писании сказано, что огонь вечный, уготован[3] дьяволу и ангелам его. (Мф. 25.41). Вечный огонь как мучение, это участь сатаны. Люди же сотворены для того, чтобы быть Его новыми причастниками, или как еще более величественно написано у Соломона[4], быть образом вечного бытия Божьего. Вечность – удел образа Божьего. Мы созданы подобными Ему. Но в своем подобии мы несовершенны и должны стать преподобными Ему. Все люди подобны Ему в своём бесконечном бытии,[5] но преподобны Ему избранные. Ибо много званых, а мало избранных. (Мф. 22.14). По причине вражды на нас падших духов, наша жизнь временного земного бытия есть битва, сражение за обетованную Жизнь вечного бытия. Показательны слова ангела, сказанные Ездре о том ограниченном времени, которое нам дано для битвы с похотью мира и врагом рода человеческого. Мы не помышляли в жизни, когда делали беззаконие, что по смерти будем страдать. Он отвечал и сказал: это — помышление о борьбе, которую должен вести на земле родившийся человек, чтобы, если будет побежден, потерпеть то, о чем ты сказал, а если победит, получить то, о чем Я говорю. (3Ездр. 7.56-61)

Обычным делом является то, что родители проявляют заботу о своих новорожденных детях. Когда ребенок подрастает, ему объясняют как нужно и как правильно поступать. Мы радуемся, если наше воспитание дает плоды, если ребенок отвергает худое и выбирает доброе. Как мы писали выше, все мы в этом мире проходим искушения и без них мы не можем. Где есть образ и подобие Божие, там есть выбор пути, свобода воли. Это дар, и все что следует от этого необходимо для того чтобы стать преподобным. Наверняка родители не имели бы радости, если вместо рожденного ими, выполнял родительскую волю безукоризненно сделанный робот, запрограммированный, чтобы угождать им, выполняя все чему они его научили. Но радость в том, что подобный нам, наш ребенок, которого мы любим, любит нас и делает так, как мы научили его. Всякий оберегает своего ребенка от смертельной опасности. И нам Бог дал заповеди жизни. Противоположность им, это погибель, это лишение образа бытия Божьего. И наша свободная воля избирает путь, по которому мы идем. Блажен, кто выберет жизнь. Как было сказано Ездре. Это та жизнь, о которой сказал Моисей, к народу, говоря: "избери себе жизнь, чтобы жить". Но они не поверили ему, ни пророкам после него, ни Мне, говорившему к ним, что не будет скорби о погибели их, как будет радость о тех, которым уготовано спасение. (3Ездр. 7.59-61). Бог желает как, вселюбящий Отец, спасения каждому человеку. Бог ждет каждого на Свой брачный пир. Но не все званные идут к Нему. Он показал нам, на каком пути мы можем погибнуть для Царства Его, и какой путь ведёт в Жизнь вечную. Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое. (Втор. 30.19). Мы учим своих малолетних детей, что входить в огонь опасно, брать в руки раскаленный метал опасно. Иногда дети проверяют это на себе, впоследствии рыдая от боли. Наш Творец дал нам заповеди спасения, и предупредил, что если мы уйдем от Него, то не сможем избежать мук вечного огня.

Самое распространенная претензия атеистов и сатанистов, к верующим в том, что как же мог сотворить различные мучения столь Благой Творец, Который любит всех. Ведь во многих посмертных опытах людей сталкивающихся с реальностью ада, часто есть воспоминания о том, как они претерпевали мучения от невыносимого огня[6] и страшных существ. В умах вопрошающих не укладывается тот факт, что Бог мог сотворить такое место мучения и такие страдания. Христос сказал нам, что огонь вечный уготован дьяволу и ангелам его.  Бог есть огонь поядающий[7]. Он Сам говорит, ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего. (Втор. 32.22). Есть некоторые слова Писания которые показывают, что огонь уготованный сатане, есть Сам Бог, Который является Огнем, и огнем негасимым. Ведь когда Христос встречал бесноватых, то бесы всегда испытывали мучения от Силы благодати Божией. Они кричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. (Мф. 8.28,29). Христос даже не прикасался к одержимым, а они вопили поражаемые Светом Божества. Наш Спаситель говорил, Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк. 12.49). Огонь, о котором говорит Он, это огонь Святого Духа. Исаак Сирин в своем очень известном и часто цитируемом «Слове о подвижничестве» пишет о том, что Божественный огонь любви, это тот самый вечный огонь, который будет причиной мучения грешников. «Мучимые в геенне поражаются бичем любви». Да будет Бог все во всем, пишет апостол Павел. (1Кор. 15.28) Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. (Пс. 138.7,8). Если везде будет Дух Божий, даже в глубинах преисподней, то везде будет и действие любви Божией, так как Бог есть любовь. (1Ин. 14,16). Но почему же, этот огонь благодати одних опаляет[8], причиняя страдания, а для других является источником радости и блаженства?

В Евангелии от Марка, Христос сразу после слов о червях неумирающих, и огне негасимом говорит: Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. (Мк. 9.47-50). Это говорится опять же о Святом Духе, о том Огне, который должен возгореться в людях. О том Огне, который обожествляет род человеческий, освящает и всыновляет Отцу. Это Огонь очищения, Который очищает все дела и всю жизнь нашу[9]. Этот Огонь подобен соли, которая имеет свойство удалять то, что является причиной гниения. Где соль, там не заведутся черви. Где Дух, там нет греха, там, Сам Бог почивает в храме Своем, который есть тело наше[10]. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1Кор. 6.19). Ветхозаветная жертва была по заповеди посыпаема солью. Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль. (Лев. 2.11-13). Как хлеб есть прообраз тела, так соль и елей прообраз Утешителя, Который с нами пребывает (в этой жизни) и в нас будет (в вечной жизни) (Ин. 14.17).

В этом контексте возможно понимание притч в 25-ой главе Евангелия от Матфея.

Царство Небесное подобно. Так Господь начинает всякую притчу. Пришедшее Слово Божие пытается в понятных образах донести всем, приходящим к Нему, истину о Царстве Небесном, которое внутри нас есть. Как многогранно Господь раскрывает все стороны Царствия Благодати, которое Он даровал нам. Между явлением Силы Своей, проявляющейся в исцелении болящих, мы видим что Сын Божий с людьми всегда говорит о Царстве Божием.  Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял. (Лк. 9.11).  И вот  25-я глава начинается с того, что Царство Небесное будет, (поставлено в будущем времени) подобно. Здесь Христос приводит понятную притчу о Царстве Благодати,[11] Которое входит в великое Царство Славы, Царство будущего века. И вот первая притча о десяти девах. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. Чаще толкователи Писания говорят, что елей, суть добрые дела, которые делал человек находясь в теле во временной жизни. Но по толкованию святого Серафима Саровского[12] под елеем нужно понимать благодать Святого Духа, Которым исполняются верующие в Сына Божьего.  И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; Человеку, дано время, показать себя достойным Царствия Божьего. Это время наша земная жизнь. Все попускаемые нам искушения, наша брань и борьба с миром и падшими духами, есть тот полигон, на котором человек проходит испытание во временной жизни для бытия, которое будет вне времени. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. В пришествие Царства Славы, кто не вместил в себя Бога, кто не сотворил Ему обитель в сердце своем, кто не исполнялся Духом Его, тот услышит Слово Господне: Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Мы призваны трезвиться бодрствовать. Сон духа, есть нерадение о своем спасении и о своем совершенстве, это нерадение о стяжании Духа Святого. Святой Серафим в своей знаменитой беседе о Духе Святом говорит. «Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: Се стою при дверях и толку[13], разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью. В чем застану, в том и судить буду, — говорит Господь[14]. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечениями и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его станет! Вот почему сказано: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть, то есть да не лишитесь Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его».

Продолжением этой притчи о Царстве Благодати, без которого не наступит для человека Царство Славы, оставлена нам в 25-ой главе притча о талантах. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. В советской школе нас учили, что все дети одинаково одарены и у всех одинаковые таланты и способности. Но Слово Божие говорит, что у каждого есть ровно столько, сколько доверил ему Бог. У толкователей есть мнение, что таланты, это способности человека. И эти способности мы должны умножить, используя их для доброделания. Но в контексте первой притчи о елее, таланты можно понимать как благодать Духа Святого данную людям для дела спасения. И каждому дано столько, сколько он может вместить.  Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. Это «хозяйское добро» нам дано, чтобы мы умножали его. Нам даны искры Духа. Но чтобы разгорелось пламя, мы должны приложить свои силы, свою волю. Господин ждет от нас, чтобы мы заготавливали дрова и хворост, исправно давали пищу этому огню, а не заливали то, что имеем водой, и не закапывали данные нам искры благодати в землю. Ведь в земле они не разгорятся. По долгом времени, приходит Господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Нам дано достаточно времени, чтобы исполнить замысел Творца. Время работы рынка (торжища) на котором мы можем купить елей достаточно для этого. Но мы не знаем, ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Мы не знаем, когда двери брачного пира затворятся. Поэтому ап. Павел призывает нас уподобляться мудрым девам. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. (Еф. 5.15-16). Каждый день нас приближает к суду. Каждым днем мы должны дорожить, как временем, данным нам для умножения благодати, т.е. тех талантов, которые оставил нам Господин. В этом цель нашей христианской жизни. И в этом же Его святая воля о нас[15]. Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. (Мф. 25.). Есть мнение, что в контексте понимания притчи о  талантах, как о благодати Божией, сказанные Спасителем слова у неимеющего отнимется и то, что имеет; (Лк. 19.26), нужно понимать как полное лишение благодати тех, кто не войдет на брачный пир веры Господа своего. Все, что мы имеем доброго, мы имеем по благодати Божией. Человек без помощи Божией, в силу своего падения и испорченности грехом своей природы стремится вниз, ко греху, в тление, избегая узкого пути который ведет в жизнь вечную. Помогает нам удерживаться от окончательного падения, только то, что дано нам как «первоначальный капитал», с помощью которого мы имеем возможность собрать или по прп. Серафиму, стяжать[16] себе «имение» которое обогатит нас, сделает богатыми всяким даром Божьим. Это благодать Крещения Христова, печать Духа Его, и то, что дано каждому при рождении его в мир – голос Духа, который называют совестью человека. Этот голос Святого Духа говорит в каждом из нас. Ведь всегда, после сделанного или сказанного, после того что не угодно Богу, голос Божий обличает нас. Но иногда, по апостолу, бывают те, кто сожжен в совести своей[17] (1Тим. 4.2). Совесть имеет различную силу. Она может быть попираема и истребляема обладателем ее. Ее голос, плотской человек, огрубевая в беззаконии и коснея в грехах, слышит в себе все слабее и слабее, закапывая ее все глубже и глубже, как тот ленивый и лукавый раб. Совесть, это Божественный обличитель в сердцах наших. Свою совесть, сыны века сего, пытаются заткнуть, переубедить, или, в конце концов, заменить своей «совестью плотского разума». Это тихое дуновение ветра, в котором Господь говорит нам, беззаконные пытаются остановить великой стеной выстроенной окаменением сердечным и главенствующим в них плотским разумом. Но действие совести не прекращается до смерти человека. У толкователей существует мнение, что под действием червя неусыпающего, имеются ввиду угрызения совести находящихся в аду. Из Писания же можно понять, что совесть, это не «голый» разум, а действие благодати Божией, которая ведет к покаянию, обращению, молитве и исправлению. Это дар, который восстанавливает неправильные мысли и сердечные намерения человека. Это голос Духа. Это наш обличитель[18], и наш советчик.[19] Мы помогаем нашей совести и усиливаем этот Божественный голос, когда к ее голосу присоединяем голос Слова Божьего, читая священное Писание. Слово Священного Писания, оно будет судить нас[20]. Духом Святым и только Им, мы можем исповедовать  что Христос – Сын Божий[21], только Им, мы можем иметь веру во Христа Иисуса. Только Духом Святым мы можем любить[22], молиться, славословить и хвалить Бога, исправляться, каяться и возрождаться[23] для жизни вечной. Вне Духа Божьего, мы только плоть, и в помышлениях и в словах и в делах своих. А сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление. (Гал. 6.8). У человека плотского, а не духовного, душа пуста. Она не имеет светлых одежд Духа Святого, брачного одеяния, без которых по слову Спасителя не может быть допущен человек в брачный чертог. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных. (Мф. 22.11-15)

 Человек, не использующий своих талантов благодати крещения, игнорирующий свою совесть и противящийся Духу Святому, по исшествии своем от этой жизни, осуждается Судом Божьим. Когда будет Страшный Суд и когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. (Мф. 25.31-33). В Царстве Славы, Бог отделит зло от добра. Те, кто не вошел при жизни в Царство Благодати, тот будет лишен и Царства Славы Божией.

Кто-то хуля Бога, обвиняет Его в немилосердии. Почему, говорят, не помиловать всех, и всем отворить Царство Небесное. Воля Божия, несомненно в том, чтобы все спаслись, но его милосердие как раз в том, чтобы те кто был верен ему, и страдал за Него и за Правду Его, кто был преследуем, осмеян, мучим и убит, кого притесняли и унижали, те кто в терпении своем спасал душу свою, наконец-то получил обещанное. Как, Он, Милосердный и Любящий Отец, допустит, чтобы опять в Его Царстве Славы праведник страдал, но уже вечно? Ведь тот, кто не начал во времени жить по Духу не будет и в вечности жить свято. Опять, зависть козни, мятежи революции и притеснения. Как сказал Бог. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. (Ис. 26.10). Поместили бы мы, своего ребенка в камеру с маньяками и убийцами, которые «раскаялись» на судебном процессе? Кто был зол на земле, таким и останется в вечности. И мало того, даже тот «первоначальный капитал» который нам дан как великим купцам для купли и умножения доверенного, будет отнят у тех, кто не войдет в Царство Славы. У неимеющего отнимется и то, что имеет; (Лк. 19.26). Если здесь, в этой жизни, даже самый отъявленный злодей может по голосу совести Духа Святого умилиться, раскаяться, обратить свой путь к Богу, то там, в аду, ничего доброго уже не будет, там отнимется и то, что он имел. Тот голос Божий – совесть, отнимется от него, голос Духа Божьего умолкнет навсегда. Останется «голый» разум оценивающий реальность загробного бытия. Сожаление о грехах будет, но это, не то покаяние, которое дает исцеление. И прославлять Бога там, никто не сможет, как не могут его прославить здесь, сожженные в совести своей. Словами в преисподней человек может прочитать хвалебный псалом, но безблагодатная душа лишенная Духа, произнесет лишь «голые» слова – хвалы же и благодарения не будет. Человек сможет выдавить из себя слова «я люблю Тебя», а любви не будет. Только Духом Божиим мы можем славословить Бога, любить Его и ближнего своего. В аду это станет невозможным по причине отнятия Того, что человек имел на земле и не приумножил. Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия. (Пс. 113.25,26) Там не славословят Бога, потому что отнят Дух Божий от противящихся Ему. Открой очи Твои, посмотри, потому что не мертвые в аде,[24] которых дух взят из внутренностей их, воздадут славу и хвалу Господу; но человек, скорбящий о великости бедствия, который ходит поникши и уныло, и глаза потусклые и душа алчущая воздадут славу и правду Тебе, Господи. (Вар. 2.17-19) Ад страна безблагодатная. Не вместившие Бога здесь, там уже подобны сатане, которому уготован огонь вечный. Василий Великий высказывал экзегетическое мнение по поводу евангельских слов Христа о разсечении: «и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов». (Мф. 24.51) Слово «рассечет его» означает, – отделит от человека благодать Божию. Тот талант, который был дан и не приумножен, будет отнят от негодного и лукавого раба. У евангелиста Луки также есть строка об разсечении. То придет господин раба того … и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Об этом написано в 46 стихе 12 главы. А в 49 стихе, Господь говорит об огне, который Он принес на землю: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!. И уже в 51 стихе о разделении людей. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение.

Вопрос, почему люди, пережившие клиническую смерть или духом по промыслу Творца бывшие в преисподней, описывают такое большое количество[25] разнообразных, невероятно страшных мучений[26] (каждый описывает своё)? Как же мог сотворить такие загробные мучения милосердный Господь, Который есть Любовь? Может ли придумать страшные пытки тля Своих детей Совершенный Отец?

Ответ. Бог не творил зла. Не творил пыток. Не он сделал там «трезубцы  и котлы», как и здесь он не делал для людей «электрический стул» и «дыбу». Отец наш Небесный, в Царстве Своем, которое обещано любящим Его, не поселит Своих праведных со злодеем, и тем более с врагом рода человеческого. Злодеи будут жить в своем мире, в том который они избрали на земле. Там будет плач и скрежет зубов. (Мф. 13.42). Враг рода человеческого, так и останется врагом человека. А что будет происходить с человеком, который в вечности будет бок о бок находиться с сатаной и ангелами его? Сатана силен, хотя и безблагодатен. Ведь по ап. Павлу ангелы превосходят нас крепостью и силою[27]. Разве там может человек противоборствовать ему, когда Дух отнят? Будет два мира. Благодатный и безблагодатный. У Бога, в Царстве Его, будут верные рабы, которые соделались Его детьми. А вне Его Царства, будут лукавые рабы. Безблагодатные, не преподобные Ему, а уподобившиеся падшему херувиму, пустые от Духа Божьего. И как сказал Ангел Ездре «И потому, Ездра, пустым пустое, а полным полное[28]». (3Ездр. 7.25)

 Здесь, сейчас тоже Царство Божие – Царство Силы – Царство Творения. Силой своей Бог сотворил все. Но этот мир лежит во зле[29]. Творил ли Бог зло? Нет, но дьяволом вошло оно в мир. Творил ли Бог убийц и маньяков? Нет, но зло усиливается своим падением. Творил ли Бог камеры пыток? Нет, их создал падший человек научаемый древним человекоубийцей. И там, в преисподнем мире, не Бог творил «трезубцы» и «сковороды», но само зло[30] выдумывает еще большее зло. Мы призваны к совершенству. И подъем в этом совершенстве неограничен. Наверняка, и в падении есть куда опускаться. Деградация во зло также имеет немалую долготу, дно которой полное отнятие благодати отверженного бытия в вечности. Из Писания можно понять, что праведники в разной мере будут приближены к Богу, как это имеет место в ангельской иерархии. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. (1Кор. 15.41). Также и злодеи будут испытывать различное состояние мучений. О этом говорили святые отцы Церкви, и это видно из слов Христа о большем, а значит и меньшем осуждении. Горе вам…  за то примете тем большее осуждение[31]. (Мф. 23.14). Видимо, (это частное мнение), сатана и последовавшие за ним ангелы как первопричина появления зла во вселенной понесут более сильный урон от вечного негасимого огня. Грешники по мере своего отступления менее будут страдать от огня. Но соседство с человеконенавистником будет весомым дополнением к страданию от вечного пламени.

Те, кто заигрывает с падшим херувимом, надеясь на его покровительство, должен знать каков конец истории у падших ангелов. И те, кто думает, что в Раю, в Царстве Славы, будет место абсолютно всем, жестоко, для самих себя, ошибаются.

Покайтесь, Царство Небесное уже уготовано нам, и давно ждет нас. Бог любит нас, и желает, чтобы мы пребывали и имели радость в Нем. Бог желает, чтобы мы избежали мук, которые уготованы дьяволу и ангелам его. Бог ждет нашего рождения для Жизни Вечной.

 

 

 



[1] Наказание нечестивому — огонь и червь. (Сир. 8.19) Ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет. (Ис. 66.24)

[2] Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть (Рим. 5.12). Человек согрешил по действию и зависти сатаны. Сатана через свой совет умертвил человека. И от Адама до Моисея смерть и сатана, царствовали в мире (Рим 5.14). Но через Моисея люди получили жизнь в Торе, которую дал Бог народу своему. Дух Божий был с народом Его. Но Закон, как только тень будущего Искупления и тень Царства Небесного, все же не довел род человеческий до совершенства. Как написано, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. (Евр. 7.19) Клятва, произнесенная после грехопадения первых людей, так и была на человечестве. Еще не был явлен вселенной Тот, Кто должен был раздавить голову змея. Иудеи различали ангелов, служивших Богу. В их предании ангел забирающий жизнь человека – это падший ангел, которому позволено быть смертью для согрешивших. В Мидраше на книгу Дварим (Исход) говорится, что ангел губитель египетских первенцев это сатана выполняющий волю Всевышнего. Т.е. по иудейскому учению, смерть, это ангел сатаны, который разлучает душу от тела и находит в забираемой душе своё – грех и отлучение. И только у Христа он не нашел ничего своего. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. (Ин. 14.30). Только с распятием и воскресением Христа, смерть и владычество смерти-сатаны упразднены. От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос. 13.14). Теперь смерть, имеет силу только над делающими дела самой смерти – сатаны. Христиан же встречают Божии ангелы, разлучая их душу от тела. Как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим. (Рим. 5.21)

[3] Напротив, Царство же Небесное уготовано изначально  для всего творения Божьего, в отличии от Огня который опаляет. Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: (Мф. 25.34). Можно предположить что по замыслу Бога, причастники Его образа вечного бытия, должны были изначально быть в Боге. Те же, кто вышел от Творца потеряли Его. И то что они потеряли, стало причиной их страданий.  Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: (Иез. 28.18)

[4] Прем.Сол.  2.23-24

[5] Но не всякое бытие есть Жизнь. Христос говорит о воскресении и о Суде всех людей, но одни пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мф. 25.46)

[6] Спаситель рассказал в своей притче, что ад это место где огонь обжигает. Богач страдал в аду от огня, все существо его горело. Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. (Лк. 16.24)

[7] Бог наш есть огнь поядающий. (Евр. 12.29) Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий. (Ис. 30.27). В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа. (2Фес. 1.8) Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. (Ис. 10.16-18)

[8] Апокрифические евангелия не являются авторитетными в Церкви. Но думаю можно привести цитату из апокрифа «Евангелие от Фомы» «Иисус сказал: Когда вы рождаете это в себе, то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, умертвит вас. Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и кто вдали от меня, вдали от Царствия». (Апокр. Ев. От Фомы 74.86).

[9] Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. (Откр. 3.18)

[10] В Пятикнижии Моисеевом много написано о нечистоте человеческого тела. И среди нечистот выделяется нечистота мертвых тел. Но с первых веков христианства отношение к мертвому телу человека Божьего, в Церкви Божией меняется на противоположное отношение. Сейчас останки добрых христиан, святы. Мы, христиане, по апостолу, храмы Святого Духа. Очень часто Бог прославляет Своих угодников, нетлением и мироточением их останков, дает ими по их смерти целительную силу. От мощей пронизанных Духом Божиим, бесноватые получают избавление от держащего их беса, и совершаются другие Божественные знамения. Если до того, как Царство Небесное было даровано нам Творцом, священник не мог зайти в дом, где был умерший, и не оскверниться, то сейчас прихожан заносят даже в храмы для молитвенного чина погребения. Но всегда ли священник отпевает христианина, человека который свят? Ведь очень много, отпеваемых, только номинально являются христианами. Иногда крещенные во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, не только не живут, как подобает христианам, но и не верят Богу живя по языческим нормам. Допустимо ли быть священнику у гроба такого человека, и тем более заносить его в храм Божий? И конечно же вопрос о мощах с черного рынка». Увлечение святыми мощами, породило в последние годы всплеск продажи и наводнение «черного рынка» останками, мягко сказать, совсем не святых мощей. Как в истории с греческим дьяконом, который в Германии (2010-11 год) сбывал среди христиан останки людей, выдавая их кости святых угодников. По утверждению полиции было сбыто несколько чемоданов костей. Люди, принимающие в дар частицы мощей, должны знать, что для каждой частицы должно быть сопроводительное письмо и церковный документ с печатью подписанный епископом или священником подтверждающий, что это действительно мощи святого. Так как почитание мертвого тела не христианина, или тем боле человека нечестивого, является не добродетелью, а напротив преступлением заповеди Божией.

[11] Царство благодати Божией, которое внутри нас есть. Это святые, соединенные с Духом Святым. Сосуды благодати в которых почивает Бог.

[12] См. Беседа прп. Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни.

[13] Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откр. 3.20)

[14] Цитата из Аграф. Встречается также цитатой слов Господних у св. Иустина Философа в его «Разговоре с Трифоном иудеем»

[15] Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. (Еф. 5.17).

[16] Часто используемый словооборот в современном бизнесе, «сколотить состояние».

[17] Совесть может быть осквернена и заменена своим образом нечистых мыслей. Ставится ее двойник но с нечистыми устами. Тот голос Святого Обличителя, уже не слышан, так как он умален нечистотой человека. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. (Тит. 1.15). Но иногда крик совести пробивается даже через стену греха, усиленный Словом Бога – Священным Писанием.

[18] Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. (Ин. 8.9)

[19] Совесть. (Весть = новость, послание; Совет = подсказка, указание; Ты веси (слав) = ты знаешь; Со веси - знать при помощи другого, с другим).

[20] Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. (Ин. 12.48).

[21] Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; (1Иоан. 4.2) Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. (1Кор. 12.3).

[22]  Иером. Софроний. «Старец Силуан Афонский» ч.2 Писания старца Силуана

[23] Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3.5-6)

[24] Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? (Пс. 6.6) Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: (Ис. 38.18-20)

[25] Существует сарказм атеистов по поводу того, что побывавшие духом в преисподней, описывают очень разнообразные мучения и «пытки», но каждый описывает своё. Странно было бы, если все было бы однообразно. Разнообразие загробного мира отражает разнообразие нашей реальности. Сколько дорог, городов, стран. Какое разнообразие природы. Различная архитектура. Разнообразие в добре и многообразие в грехе. Разные люди, разные вкусы предпочтений. Не думаю, что загробный мир меньше и однообразней мира земной реальности.

[26] Мы помним, как атеистические учителя в советской школе нам с усмешкой приводили истории о раскаленных сковородках и трезубцах в бесовских лапах. Богохульные кадры различных игровых фильмов, бывает, также комедийно обыгрывают этот образ.

[27] 2Пет. 2.11

[28] Вот почему мы должны исполняться Духом Божьим. Потому что «полным полное».

[29] 1Иоан. 5.19

[30] Богословское определение зла – это, отпадение от Истинного Блага, от Творца.

[31] Или у ап. Марка 6.11. Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.


Назад к списку