С чего для нас может начаться Царство Божие? Как в нас оно может образоваться? Если «оно внутри вас есть» (Лук. 17:21), то всегда ли оно в нас или нам что-то нужно предпринять для того, чтобы оно появилось в нас? Что нам нужно, чтобы быть в Царствии Божьем и наследовать Его?
Мы знаем, что каждое важное и значимое дело требует подготовки. Когда строят дом, сначала заготавливают материалы и постепенно возводят его, начиная с нижних этажей. Когда выращивают овощи или фруктовый сад, то прилагают много усилий на протяжении долгого времени, прежде чем увидят плоды своих трудов. А воспитание детей? Сколько сил, терпения и упорства нужно приложить для этого!
По слову Спасителя, для нас приход Царствия Небесного возможен только через «рождение свыше». Через рождение от Бога. Через рождение от Духа Святого. В третьей главе от Иоанна описан тайный разговор Христа с Никодимом, богатейшим человеком Иерусалима.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. (Иоан.3:3-7)
Какие чудные слова. Они оказались так непонятны Никодиму, что он воскликнул:
9 … как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Иоан.3:9,10)
Никодиму была известна метафора «рождение от воды». Ведь ритуальный бассейн[1] для омовения, это часть древней традиции иудеев. В неё погружались не только омывающие себя от ритуальной нечистоты иудеи, но и принимающие иудаизм язычники. Аллюзия водного погружения, это рождение ребёнка.[2] В христианской традиции воды святого погружения (крещения), это также образ материнской утробы, из которой выходит крещенный для новой жизни в Боге. Но что такое «рождение от Духа»?
Появление нового духовного человека Христос уподобил рождению человека. Этот пример может послужить правильному пониманию рождения свыше. Ведь новая жизнь должна получить свое начало. А начало человеческой жизни, прежде всего, это зачатие. Как ребенок зачинается от семени, так и духовный человек должен зачаться. Но какое «семя» зачинает духовного человека? Духовное зачатие происходит, по притче Христовой, от слышания[3] Слова Божьего. «Вышел сеятель сеять семя свое… семя есть слово Божие» (Лук. 8:11). Слово Божие есть то семя, которым возрождается духовная жизнь. И апостол также говорит о том, что духовные люди, – это «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» (1Пет. 1:23).
Мы имеем Слово Бога, которое записано буквами на бумаге. Но такое слово мертво. Почему? Потому что буква мертвая. Ведь и обычное семя пшеницы пока лежит в закромах не имеет действия жизни – оно мертво. Что бы семя ожило, нужны две вещи – вода и земля. Слово, данное нам в буквах должно в нас ожить. И как? По примеру пшеничного зерна. Нужно смочить его водой (прорастить), и дать добрую землю для того, чтобы зерно укоренилось и росло.[4]
Первое. Вода оживляет семя. Что же такое «вода» для мертвой буквы? В Писании «живые воды» – это образ Святого Духа. Именно Духом Святым нам было дано Слово Божие,[5] и через этот же Дух мы можем его понять и объяснить. Понимание Слова – это процесс «проращивания» или «смачивания водой» зерна. То есть, пропуская Слово Божие через разум, мы допускаем действие «живой воды», которая оживляет это семя. Взяв в руки Священное Писание, мы должны не просто читать слова и стихи, а тщательно изучать и анализировать, что через них желает сказать нам Всевышний. Нам следует искать смыслы и повеления, которые приведут нас к исполнению святой воли нашего Господина. Библия – это не просто книга. Это книга желаний нашего Творца, которые Он открывает нам для нашего блага и для вечной жизни. Для каждого человека, вне зависимости от эпохи, социального положения или обстоятельств, в этой Книге есть изъявление воли Всевышнего – совет, руководство и требование. Понимая Слово через Дух Святой, мы оживляем его.
Второе. Для зерна, которое ощутило влагу и начало пробуждаться, необходима плодородная почва. Что же это за земля? Эта земля – наше сердце. Сердце – это желательная часть нашего духа, отвечающая за наши желания и выбор. Оно либо всегда стремится к чему-то, либо испытывает отвращение. Пропустив слова Писания через наш ум и наполнив их пониманием Святого Духа, мы должны пропустить их в глубину своего сердца, чтобы создать плодородную почву для ожившего зерна.
Одна девушка спросила меня: «Что значит пропустить Слово через сердце»? Сердце – это желательная часть, и поэтому пропускать Слово через него означает желать и стремиться к исполнению того, что нам было открыто Духом Святым. Желание и стремление к выполнению сказанного – это предоставление семени места на земле нашего сердца. Человек, стремящийся постичь волю Творца через Священное Писание, начинает изучать каждую букву, оживляя её пониманием каждой строчки. И вот, наступает таинственная беременность духовным младенцем. Этот младенец, зачатый от духовного семени, очень похож на Христа. Он – брат Сына Божьего, Его маленькая копия. Но как узнать, когда этот человек родится? Родились ли мы? Ведь если рождение произошло, должна начаться духовная жизнь нового человека. Рождение происходит, и это должно быть заметно. Так что же есть духовное рождение?
Если обратиться к образу женщины, то мы знаем, что рождение детей связано со скорбью и муками. Рождение духовного человека также сопровождается муками покаяния. Человек осознает, что Бог открыл ему Свою волю, а он поступает вопреки этому. Он больше не хочет так жить. С изменением жизни наступает духовное рождение. Новый человек стремится исполнить Слово Творца и начинает жить по Его святой воле. Это изменение и есть покаяние – духовное рождение.
Для русскоязычных людей этимология слова «покаяние» может быть не совсем ясна. Возможно, многие ассоциируют его с чем-то негативным. Однако в древних языках это слово имеет понятную этимологию. Например, еврейское слово «ТШУВА́» означает «возвращение, ответ».[6] Сделать тшуву означает возвратиться к Богу. Вместо того чтобы отдаляться от Него, человек совершает обращение к Нему. Т.е. поворачивает в противоположную сторону на 180 градусов и начинает приближаться к Нему. Это и есть возвращение = ТШУВА = покаяние. Или же древнегреческое слово «МЕТАНОЙЯ» означает «изменение». Человек меняет свою жизнь в соответствии с волей Творца.
Всякое покаяние сопряжено с муками. Новая жизнь рождается в страданиях. Однако эта скорбь и печаль являются необходимым условием для жизни. Как сказано в Писании: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7:10).
После мук покаяния должна прийти радость рождения. Как говорил Христос: «Женщина, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоан. 16:21). Когда в человеке рождается его внутренний духовный человек, он испытывает необычайную радость и легкость. Искренне и без лукавства покаявшийся чувствует себя «заново народившимся».
И вот начинается духовная жизнь нового человека. Пока он еще младенец во Христе. Как младенцы многого еще не понимают и не замечают, так и рожденному от Духа предстоит возрастать «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Ведь Спаситель тоже был младенцем, и Он из года в год «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лук. 2:40).
Почему Христос, обличая Никодима, сказал: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Иоан. 3:10)? Этот укор означает, что у иудеев было некое учение о рождении внутреннего человека? Конечно же, было. Иудейский мидраш, толкование слов премудрого Соломона о «двух царях», раскрывает понимание о двух побуждениях в человеке: ЙЕ́ЦЕР А-ТОВ = «побуждение доброе» и ЙЕ́ЦЕР А-РА = «побуждение злое». Это две внутренние противоборствующие силы в сердце человека.[7] Вот слова Писания:
13 Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;
14 ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.
15 Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того. (Еккл.4:13-15)
Кто же эти «бедный умный юноша» и «старый глупый царь»? Чтобы понять это, давайте обратимся к иудейскому толкованию этих стихов. Старый царь символизирует злое начало в человеке – «семя сатаны», которое с ранних лет захватывает трон его сердца и устанавливает там свое царство. Как сказано в Писании: «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8:21). Как только человек начинает проявлять свою волю, его действия направляются злым началом – «глупым царем». Йецер а-ра (семя сатаны, духовный Амалек) вырастает первым и восходит на престол сердца.[8] Этот глупый царь не способен воспринимать советы Торы. Он живет по своим желаниям и ведет себя самовольно. В противовес старому и глупому царю должен родиться юноша – «умный царь». Он слаб и появляется на свет гораздо позже того, кто уже правит. Иудеи считают, что доброе начало начинает действовать только после «бар-мицвы» – духовного совершеннолетия мальчика. В этот момент юноши начинают борьбу со своими дурными наклонностями, что символизирует рождение умного внутреннего человека. По словам премудрого Соломона, он гораздо лучше, чем старый глупый царь. Последний не желает, чтобы власть перешла к молодому сопернику, и поэтому преследует его. Молодой юноша часто оказывается в темнице греха, которая ограничивает его свободу.
В Евангельской истории мы можем усмотреть этот образ старого и молодого царя.[9] «Ирод услышав» от волхвов, что был рожден Машиах-Царь, «встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Матф. 2:3). «Ирод разгневался и послал убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, от двух лет и ниже, по времени, которое он узнал от волхвов» (Матф. 2:16). Но Бог хранит Своего Сына и сохранит всех рожденных сыновей Своих.
Вопрос. Если иудеи знали о рождении на царство внутреннего человека, то чем отличается рождение «доброго побуждения» иудеев от «рождения от Духа» которое исповедуют христиане? Ведь стремление к Истине Божией было и до пришествия Мессии во плоти. Так в чем же разница?
Ответ. Разница заключается в том, что рожденный свыше во Христе Иисусе «молодой юноша» получает силу, которая позволяет ему успешно вести войну с «глупым царем». С помощью этой силы бедный может отвоевать Царство Сердца. Ведь укрепленный город не так просто завоевать. Царство Сердца нужно отнять и захватить штурмом – силой. Отобрать у врага и сделать его Царством Божьим. Христос объяснил нам это в притче.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. (Матф. 11:12)
«Сила» – это благодать, Дух Машиаха, Сила Божия, Дух Святой, с помощью которого и берется Царство. Когда Сила Божия принята, стоит «бедному юноше дать знак войску на штурм» – Царство будет взято.[10] Таким образом, приложив небольшое усилие, верный получает от Бога большую силу. О даровании этой Силы сказано в обетовании Спасителя: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24:49). Но помощь и Сила Его даются только через Мессию. Только через Искупителя и Помазанника подается Дух Божий верующим в Него. И только с помощью дарованной Силы бедный, но умный юноша сможет воцариться на престоле.
О Машиахе-Царе пророчествовал Иеремия. Но это же пророчество относится и к тайне рожденного на царство:
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. (Иер.23:5)
Если глупый царь был тираном на земле нашего сердца, то новый царь царствует мудро, в Истине и Правде во благо нам. Рождение от Духа – это молодой царь, облеченный в силу Бога.
Каждый из нас с рождения предназначен для царствования. Однако, станет ли человек мудрым правителем или глупым подобием царя, зависит от того, кто занимает трон в нашем сердце – доброе или злое побуждение.[11] Не всегда старость человека – это победа над злым началом, которое должно капитулировать перед добрым началом. Чаще бывает, что глупость старого царя бессменно пребывает у власти.
В самом начале книги Екклесиаста сказано: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!» (Еккл. 1:2). Мидраш Коэлет раба, объясняет эти строки семью[12] периодами жизни человека.
1 период. Младенец, подобен царю родившемуся на царство. Все радуются его рождению, целуют и благословляют его. Пеленают, ухаживают за ним веселясь о том, что он рожден для царской чести.
2 период. Через год-два наступает период, когда человек похож на свинью. Он ползает в грязи, все тянет в рот, и гадит во всяком месте.
3 период. В пять – десять лет, он подобен козлу, который прыгает и бедокурит, будучи совершенно неуправляемым.
4 период. Подросток пока не женится, подобен жеребцу. Он украшает себя. Как конь, трясет своей гривой, и все его помыслы направлены на поиски пары.
5 период. После женитьбы человек подобен ослу, который трудится, чтобы обеспечить свой дом. Его помыслы о стяжании и накоплении.
6 период. Когда дом устроен, человек подобен собаке, которая не подпускает никого к своей миске. Заботы о сохранении и приумножении имения озлобляют человека.
7 период. Старость превращает человека в обезьяну – в карикатурный образ человека. Слабоумие свидетельствует о том, что без мудрости Торы человек теряет свой благородный царский облик. Честь и величие, для которых он был рожден, прошли мимо него, не увенчав его царским достоинством.
Мидраш аллегорически связывает эти семь периодов с шестью днями творения и седьмым днем вечного упокоения в Царстве Творца. Если человеческая жизнь была озарена Словом Всевышнего, то в седьмой день (шаббат) он достигает соцарствования в Небесном царстве Отца. Если же вся жизнь человека была лишь hА́ВЕЛЬ[13] hАВАЛИ́М = «суетой сует», то он заканчивает ее обезьяной, карикатурным подобием царя, который не умеет принимать советы (заповеди Божьи). Для такого человека «седьмой день» не станет днем покоя и радости, так как вечное богатство Торы не было накоплено им в шесть дней труда.
Но человек, доживший до старости, должен стать мудрым царем, богатым в Боге. Мидраш, говоря о седьмом, старческом периоде, цитирует стих из книги Царств, упоминая царя Давида: «Когда царь Давид состарился, вошел в лета…» (3Цар. 1:1). Этот пример показывает нам, что Давид, хотя и дожил до преклонных лет и седой старости, всё же был и остался царем. Почему? Потому что его жизнь была посвящена Закону Божьему – Учению Всевышнего. И этот образ напоминает нам, что без Слова Божьего наша жизнь будет суетой и тщетой, похожей на пар, который улетучивается без следа.
Среди нас есть много людей, которые родились от Духа. Но почему мы так редко встречаем их в повседневной жизни? Почему не видно этой армии царственных священников, которые своей жизнью преобразуют и исправляют этот мир? Ответ на этот вопрос очень печален. Среди множества «новорожденных» выживает лишь небольшое количество. Большинство этих «царственных младенцев» либо умирают, либо впадают в кому.
Почему так велика смертность среди младенцев во Христе? Почему они впадают в кому? Почему их духовная жизнь прекращается? Как правило, причина этого – недостаток питания. Младенцы умирают от голода.
Наш молодой, рожденный от Духа на царство, новый человек должен возрастать и укрепляться в правде Божией, наполняясь Царственной Силой.[14] Но разве может новорожденный прибавлять в весе, развиваться и расти, если у него нет пищи? Конечно, нет.
Что служит пищей для духовного человека? Чем питается тот, кто родился свыше? Эта пища является тем же самым семенем, из которого появляется новый внутренний человек. Это – Слово Божие. Если первое действие Слова Божьего заключается в зачатии и рождении нового человека, то второе – это питание рожденного младенца. Слово Божие – это «небесный хлеб»,[15] который насыщает душу.
Когда Христос провел сорок дней в пустыне без пищи и в конце концов почувствовал голод, к нему явился Сатана, чтобы испытать его. Одно из искушений было таким: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лук. 4:3,4). Христос мог бы сотворить чудо и утолить голод чудесным хлебом, но для чего Он пришел в пустыню? Пришел, чтобы отразить искушения сатаны и показать, что тот не имеет над Ним никакой власти. Поэтому Христос ответил словом, которое уже было дано[16] в Торе: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4:4).
Из этих слов можно сделать вывод: Слово Божие имеет питающее и насыщающее действие на внутренний мир человека. Человеческому телу необходим хлеб, а человеческому духу – Слово Божие. Пищу для тела нужно принимать ежедневно, чтобы оставаться сытым. Но мы не съедаем сразу сорок булок хлеба, чтобы оставаться сытыми восемьдесят дней. Напротив, мы ежедневно съедаем несколько кусочков, тщательно пережевывая пищу, чтобы она усвоилась. Так и со Словом Божьим, которое питает наш дух, мы должны поступать подобно хлебу. Прочитывать совсем немного, но ежедневно, тщательно «пережевывая» каждый стих и каждое слово Священного Писания. Необходимо изучать Писание, так как в каждой строчке Библии присутствует глубина, которую нужно познать.
Классическое толкование Писания основано на четырех уровнях понимания.[17] Буквальное понимание Писания (ПШАТ) – это пища младенцев, духовное «молоко», легко усваиваемое. Апостол Петр, говоря о возрождении нового человека от Слова Божьего, добавил, что это же Слово является и пищей для рожденного во Христе младенца: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет. 2:2). Младенцы во Христе должны возрастать. Если новорожденный еще не опытен[18] и не дальновиден,[19] то отрочество и зрелость во Христе делают человека уже подобным взрослому Спасителю. Для возрастающих нужна твердая пища. Таинственное (СОД) и нравственно-назидательное понимание (ДРАШ) дают питательную и изысканную пищу внутреннему человеку.
Писание – это неисчерпаемый источник духовной пищи, которая питает нас. Прочитывая одни и те же строки Писания, нам из года в год будут открываться множество аспектов понимания Слова, которые будут направлять нас по пути спасения.
Наше духовное развитие должно делать нас все более похожими на Христа. Апостол призывает нас «крепко утвердиться Духом Божьим во внутреннем человеке, и верою вселиться Христу в сердца наши» (Еф. 3:16-17). По словам учеников Христовых, мы должны возрасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). В нас должны быть «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). В нас должен быть «ум Христов» (1Кор. 2:16). И говорить мы должны «как слова Божии; … дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» (1Пет. 4:11). Это подобие возможно только через рождение от Духа Божьего. И мы должны постоянно заботиться о том, чтобы питать «рождённого человека» живительным Словом Истины.
Слово Истины – «Слово Его весьма чисто» (Пс. 118:140).[20] Чистое Слово, подобно воде, очищает и делает чистым каждого, кто его принимает. Если первое действие Слова Божьего – это «зачатие и рождение» нового человека, а второе – «питание» духовного существа, то третье действие – это «очищение» внутреннего человека.
Слово Божие обладает силой, способной воздействовать, изменять и преображать. Как для каждого рожденного от жены необходимо очищение водой на протяжении всей жизни, так и духовный человек, сталкиваясь с нечистотой, которая его оскверняет, нуждается в очищающем омовении. Слово Всевышнего, Тора Его, подобно чистой воде, оживляет, очищает и напояет.[21]
Однако Слово Бога также является мечом, обоюдоострым.[22] Меч имеет силу разделения. Как написано:
12 Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр.4:12)
Этот меч Слова сравним с ножом коэна – священника, который, принося жертвенное животное, должен был отделить чистое от нечистого. Зоб, кишки и вся нечистота не должны были попасть на жертвенник. Только то, что указал Бог, могло быть принесено в жертву. Нож священника отделял чистое от нечистого. Так и Слово Божие проникает до разделения души и духа, отделяя душевное (плотское и греховное) от духовного (истинного и праведного).
Землей нашего сердца желают обладать два царя глупый и умный – старый и молодой. Они ведут борьбу за построение своего царства. Каждое из этих царств олицетворяет наши стремления и желания. Если власть принадлежит старому и глупому царю, то сердце стремится ко злу, и человек становится злым. Если же на престол восходит молодой и мудрый царь, то сердце оказывается под властью добра, и жизнь человека становится праведной.
Наш дух и разум подобны народу в царской столице. Когда мы слышим и оцениваем правление царей, то выбираем, с кем нам быть. Самый тихий голос – это голос Божий в нашем сердце. Этот голос совета и совести с ранних лет пытается увещевать человека, но часто бывает пренебрегаем. Однако этот голос – источник жизни и блага для каждого человека. Как сказано: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша» (Ис. 55:3).
Голос Бога, который пытается донести до нас молодой царственный юноша, не является насильственным. Бог создал нас по своему образу и подобию, и это подобие проявляется в свободе выбора между добром и злом.[23] Бог уважает нашу свободу. Если человек отвергает Слово Бога, голос доброго начала в его сердце затихает, и в следующий раз будет еще слабее.
В отличие от голоса правды, голос нечестия – голос порождения семени змея, бесцеремонен. Это голос насильника, который не уважает свободу человека и привык подавлять. Он не считается с мнением других. Конечно, наш разум оценивает все обещания и посулы злого побуждения. Порой лукавый голос йецер а-ра дает такие советы и выдвигает такие требования, что наш разум осознавая зло, бесстыдство и глупость советчика, напоминает ему и себе об строгой ответственности за преступления. Но каждый народ может быть обманут ложными доводами своего злого правителя. И эта ложь может укореняться с годами, ослепляя и делая нечестивыми тех, кто прельщается ею. Обольщение дурным побуждением бывает великим горем для обманутого.[24]
А еще возможна и добровольная сдача всей власти тирану. Это особенно заметно на примере, когда человек усыпляет свою волю и свой разум алкоголем и дурманящими веществами. В этом случае тиран и насильник получает неограниченную власть. И в таком состоянии человек может совершить такое, чего никогда бы не сделал, будучи трезвым и вменяемым.
Мы должны быть единогласны и единомысленны с молодым царем. Нам необходимо помочь ему взойти на царство уравняв путь перед его приходом.[25] Мы должны выбрать жизнь и добро, отвергнув смерть и зло. Слово Божие – это меч, который берет в руки юноша, выступая против старого царя. Слово Божие – это вода, очищающая одежды правды.
Какие одежды у народа столицы нашего сердца? Чью форму надел народ? Знамёна какого царя носит он? Одежды праведности или одежды кровавого тирана, губящего свое царство? Каков царь у власти, таковы и одежды подданных.
Облекаясь в одежды праведности, человек должен совлечься одежд ветхого человека. «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9,10).
Бог обращается к нашему разуму, который как нищий народ при злом тиране, по нищете своей, не имеет возможности прикрыть наготу свою. Он советует нам приобрести у Него «белую одежду, чтобы одеться и не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:18). Эта одежда праведности прикроет наши недостатки и глазная мазь поможет нам увидеть, где находится истина Божья, а где – уловки злого царя. Слово Божие очищает наше сердце от всего вредного и нечистого. Христос сказал своим ученикам: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Иоан. 15:3). Слушая слова Спасителя, ученики очищались. И мы тоже можем достичь этого очистительного действия, если ежедневно с верой будем усваивать Его Слово своим сердцем.
21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
22 ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе. (Прит.25:21,22)
Иудейский комментарий сравнивает слова Торы, с водой и хлебом. А под врагом понимает йецер а-ра — «злое побуждение» в сердце человека.
Когда глупый царь требует жертв, когда он ненасытен в своем зле и принуждает к неправде своих подданных, нашему разуму дан такой совет: накорми тирана словами Божественного Писания. Оживи Слово, опусти его в сердце, и оно станет огнем[26] на голове глупого властителя. Этот огонь – Огонь Духа Божьего, Который преобразует все вокруг и уподобляет Себе.
[1] МИ́КВА (микве́ = «скопление»). В еврейской традиции это водный резервуар, в котором производится омовение с целью очищения от ритуальной нечистоты.
[2] «Новообращенный, пришедший в объятия иудаизма, подобен только что родившемуся ребенку» (Бавли. Йевамот 22а). Об этом подробно см. в толковании буквы МЕМ.
[3] И ап. Павел слышание благовестия ставит на почетное место. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).
[4] Живое Слово действует, возрождая нас. И Дух, и Слово творят в нас нового человека. «Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55,10-11).
[5] В Символе Веры мы исповедуем: И в Духа Святого… глаголавшего пророки. Т.е. Духом Святым дано нам Слово Божие через пророков.
[6] Подробно см. «Покаяние блудного сына» в книге «Не сказанная проповедь».
[7] См. проповедь «Рождение бедного царя, который взойдет на царство».
[8] «Злое начало торопится первым соединиться с человеком, еще со дня его рождения, чтобы тот доверял ему. А затем, когда придет доброе начало, человек не сможет поверить ему, и слова его покажутся человеку невыносимыми. Нечестивец хитер, он спешит первым выдвинуть свои доводы перед судьей, прежде чем придет противная сторона, как сказано: «Прав первый в тяжбе своей, но явится другой, и тогда пусть рассмотрит дело его» (Прит.18:17). Хитрый нечестивец – это злое начало, как сказано: «Змей же был хитрее». Он тоже является первым и вселяется в человека, прежде чем появится доброе начало, чтобы вселиться в него. И поскольку он был первым и уже выдвинул перед ним свои доводы, когда вслед за тем является доброе начало, – человеку плохо с ним, и не способен он поднять голову, словно взвалил на свои плечи бремя всего мира, – потому что хитрый нечестивец явился раньше. И об этом сказал Шломо: «Мудрость бедняка презирают, и слов его не слушают», – поскольку другой опередил его» (Зоар. Ваешев 8).
[9] См. проповедь «Рождение бедного царя, который взойдет на царство».
[10] Иудейский комментарий, объясняя стихи из Пятикнижия, говорит: Всевышний обещает, что поможет нам в войне с йецер а-ра, но должно быть соблюдено одно условие: «Начало должно быть за человеком, как сказано: «Когда выйдешь на войну против врагов твоих…» (Втор.20:1). Сначала нам нужно выйти на войну, и лишь потом придет помощь. Р. Йона приводит в книге «Шаарей Тшува» стихи из главы Ницавим: «И возвратишься к Господу, Богу твоему…» (Втор.30:2), а после этого: «И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце семени твоего…» (Втор.30:6). Вновь мы видим, что точка отсчета должна быть за нами, и лишь после этого придет избавление...».
[11] «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан.3.6).
[12] Семь сует. «Суета сует…». В этой фразе можно увидеть тройственность суеты. Так как минимальная множественность двойственна. Получается, что второй стих говорит о семикратной (семь – полнота) суете. Суета (1) + сует (2) +, сказал Екклесиаст, суета (1) + сует (2) всё суета (1). = 7 сует-бесполезностей.
[13] hАВЕЛЬ = «суета, пустота, тщета, напраслина. дуновение, дыхание». Т.е пар, суета, то что не оставляет следа. В этом же аспекте слово Авель, как имя нарицательное, понимается в истории Авеля, который был убит братом Каином, и не оставил после себя потомства.
[14] «Вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:21-25).
[15] МАН с неба, которым питались евреи в пустыне сорок лет.
[16] «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким, исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:3).
[17] Иудейский метод толкования Писания называется ПАРДЕС = «цитрусовый (райский) сад». П = (ПШАТ) = буквальное понимание Писания. Р = (РЕ́МЕЗ) = намек. Одно место Писания толкует другое место Писания. Д = (ДРАШ) = «поучение назидание». С = (СОД) = «тайна». Таинственное понимание Писания относится к Мессии. Подробно о ПаРДеС см. в толковании буквы САМЕХ.
[18] «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:13,14).
[19] «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во христе. Я питал вас молоком, а не пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские» (1Кор.3:1-3).
[20] «Бог! – Непорочен путь Его, чисто Слово Господа» (Пс.17:31). «Слова Господни – Слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс.11:7). «Всякое Слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него» (Прит.30:5).
[21] «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс.1:2,3)
[22] «Возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:17). «Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр.1:16; 19:15). «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (Откр.2:16). «И соделал уста Мои как острый меч» (Ис.49:2).
[23] Есть древняя загадка: может ли Бог создать такой камень, который не сможет поднять? Если Бог Всемогущ, то, конечно же, может создать такой камень. Но если Он Всемогущ, то Его Всемогущество может дать возможность и поднять этот камень. Так есть ли ответ на этот вопрос? Да, есть. Бог уже создал такой камень – это человек и ангел. А точнее это их свободная воля, свободный выбор пути добра или зла у ангелов и людей, созданных по образу и подобию Божьему. Бог не может вмешаться в выбор свободной воли Своих чад. Иудейское предание говорит: «Все под властью Небес, кроме страха перед Небесами». Нам только указан путь, который дает вечную жизнь и блаженство. Вместе с этим путем нам указан и другой путь – путь смерти с предупреждением не ходить по нему. «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор.30:15). «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19). «Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония» (Тов.4:5).
[24] «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис.5:20).
[25] «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Матф.3:3).
[26] «Слово Мое подобно огню, говорит Господь…» (Иер.23:29).