• Новости
  • 12 Май 2015
    Мира и благословения Божьего, всем ищущим мира! Переписана глава ЦАРСТВО БОЖИЕ В РОЖДЕНИИ СВЫШЕ Заменена рабочая версия файла для скачивания (обновлено апрель 2015) версия 03.2015. с уважением Виктор Пасечнюк....
  • 29 Ноябрь 2012
    В раздел Библиотека, добавлена книга Габриэля Бунге "Скудельные сосуды" - Опыт личной молитвы по учению святых отцов. Книга содержательная. Я прочел еще не все, но уже решил поделится радостью, и предлагаю вам книгу этого замечательного священника для назидательного чтения. Бог в помощь!
Учение Виссариона в свете Библии
О Царстве Божием
Конструктор сайтов православных приходов

04. Глава Четвертая. ЦАРСТВО БОЖИЕ В РОЖДЕНИИ СВЫШЕ

 

ЦАРСТВО БОЖИЕ И РОЖДЕНИЕ ОТ ДУХА

Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше,

не может увидеть Царствия Божия. (Ин. 3.3).

 

С чего для нас, может начаться Царство Божие? Как в нас, оно может образоваться? Если оно внутри вас есть,[1] как сказал Христос, то всегда ли оно в нас, или нам что-то нужно предпринять, для того, чтобы оно появилось в нас? Что нам нужно, чтобы быть в Царствии Божьем, и наследовать Его?

Мы знаем, что всякое доброе и ответственное дело требует подготовки. Строят  ли дом, сначала заготавливают материалы и постепенно снизу возводят его. Выращивают ли овощи, или фруктовый сад, то прилагают немалые труды в течении длительного времени, пока не увидят плоды своих долгих забот. А воспитать потомство? Сколько сил, пота и терпения, требуется для этого.

И для нас, приход Царствия Небесного, возможен, по словам Спасителя, только через рождение свыше. Через рождение от Бога. Через рождение от Духа Святого. В третьей главе от Иоанна описан тайный разговор Христа с Никодимом, богатейшим человеком Иерусалима. Иисус сказал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3.3-6).

Какие чудные слова. Они оказались так непонятны Никодиму, что он воскликнул: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Ин.3:10). Рождение от воды Никодим представить себе мог. Ведь МИКВЕ = ритуальный бассейн для омывания, это часть древней традиции иудеев. В нее погружались не только те, кто очищался от ритуальной нечистоты, но и геры - принимающие иудаизм язычники. Так и наши воды святого погружения (крещения), это образ материнской утробы, из которой выходит крещенный для новой жизни в Боге. Но что означает рождение от Духа?

Спаситель появление нового духовного человека уподобил рождению человека. Этот пример может послужить правильному пониманию рождения свыше. Ведь новая жизнь должна получить свое начало. А начало человеческой жизни, прежде всего, это зачатие. Как ребенок зачинается от семени, так и духовный человек должен зачаться. Но какое «семя» зачинает внутреннего человека? И в этом, духовном рождении, зачатие должно случиться. Духовное зачатие происходит, по притче Христовой, от слышания[2] Слова Божьего. Вышел сеятель сеять семя свое…  семя есть слово Божие (Лк. 8.11). Слово Божие есть то семя, которым возрождается духовная жизнь. И апостол также говорит о том, что духовные люди возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. (1Пет.1:23).

Мы имеем Слово Бога, которое записано буквами на бумаге. Но такое слово мертво. Почему? Потому что буква мертвая. Ведь и обычное семя пшеницы пока лежит в закромах не имеет действия жизни – оно мертво. Что бы семя ожило, нужны две вещи – вода и земля. Слово данное нам в буквах должно в нас ожить. И как? По примеру пшеничного зерна. Нужно смочить его водой (прорастить), и дать добрую землю для того, чтобы зерно укоренилось и росло.

Первое: Водой оживляется семя. Что есть «вода» для мертвой буквы? Воды Живые в Писании это образ Святого Духа. Духом Святым Слово Его дано нам[3], и этим же Духом оно может быть понято и объяснено. Понимание Слова это и есть «проращивание» или «смачивание водой» зерна. Т.е. пропуская Слово Божие данное нам в Писании через голову (через разум), мы допускаем действие Воды Живой, которая оживляет это семя. Взяв в руки Священное Писание, мы должны не просто прочитывать слова и стихи священных книг, но изучать и рассматривать самым тщательным образом, что же через эти слова желает нам сказать Всевышний. Мы должны выискивать различные смыслы и повеления, которые поведут нас к исполнению святой воли нашего Господина. Библия, это не обычная книга. Это книга желаний нашего Творца, которые Он объявляет нам для того, чтобы мы имели жизнь вечную. Для любого человека, какой угодно эпохи, любого социального положения и находящегося в любых обстоятельствах, в этой Книге есть изъявление воли Всевышнего. Это и совет, и руководство и требование. Понимая Слово через Дух Святой, мы оживляем его.

Второе: Для зерна, которое почувствовало воду и начало оживать, нужна плодородная земля. Что это за земля? Это земля нашего сердца. Сердце наше – это желательно разумная часть нашего духа. Сердцем человек желает и выбирает. Сердце, или всегда стремится или отвращается. Пропустив Слова Писание через ум и смочив их пониманием Духа Святого, мы должны пропустить их в глубину нашего сердца предоставив плодородную землю для ожившего зерна. Одна девушка мне задала вопрос: Что значит пропустить Слово через сердце? Сердце это желательная часть, и поэтому пропускать Слово через сердце, это возжелать выполнить то, что нам было открыто Духом Святым. Желание и стремление к исполнению сказанного нам, это предоставление семени места на земле нашего сердца.

И вот, человек взявшийся за постижение воли Творца через Священное Писание, начал изучение буквы, оживляя ее пониманием каждой строчки. Наступает беременность духовным младенцем. Этот младенец, который зачат от Духовного семени, очень похож на Христа. Он брат Сына Божьего – Его маленькая копия. Но как узнать когда этот человек родится? Родились ли мы? Ведь если рождение произошло должна начаться духовная жизнь нового человека. Рождение происходит, и это должно быть заметно. Так что же есть духовное рождение?

Если взять образ женщины, то м знаем что рождение детей это скорбь и мука. И рождение духовного человека, это прежде всего, муки покаяния. Рождающийся говорит: Бог объявил мне Свою волю, а я делаю противно этому. Больше я так жить не желаю. И вот с наступлением изменения жизни, наступает духовное рождение. Новый человек, желая исполнить Слово Творца начинает жить по Его святой воле. Это изменение и есть покаяние – духовное рождение. Нам русскоязычным людям малопонятна этимология слова покаяние. Наверное, большинство усмотрят в этом слове что-то от окаянства. Но на древние языки дают этому слово хорошее объяснение. Например, еврейское слово ТШУВА = возвращение. Сделать тшуву, значит возвратится к Богу. Вместо удаления от Него, человек совершает обращение к Богу. Т.е. совершает на своем пути оборот на 180 градусов и начинает приближаться к Нему. Это и есть возвращение = тшува = покаяние. Или же, древнегреческое слово метанойя = изменение. Человек изменяет свою жизнь согласно воле Творца.

Всякое покаяние мучительно. Новая жизнь возникает в муках. Но эта скорбь и печаль к жизни. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2Кор. 7:10). После же мук покаяния должна прийти радость рождения. Как сказал Христос: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. (Ин. 16:21). Человек после того как его внутренний духовный человек родится в мир, имеет необычайную радость и легкость. Покаявшийся искренне и без лукавства чувствует себя «заново народившимся».

И вот началась духовная жизнь Нового человека. Пока он еще младенец во Христе. Как младенцы многое еще не разумеют и многого не замечают, так и рожденному от Духа человеку предстоит возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; (Еф. 4:13). Ведь Спаситель тоже был младенцем, и Он из года в год возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем (Лк. 2:40). Почему Христос обличая Никодима сказал: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Ин. 3:10). Значит было у иудеев знание о рождении внутреннего человека? Конечно же было. Иудейский Мидраш раба Коэлет, толкует слова премудрого Соломона о двух царях в аспекте понимания о двух началах ЙЕЦЕР А-ТОВ = начало доброе, и ЙЕЦЕР А-РА = начало злое. Две внутренних противоборствующих силы в сердце человека? Вот слова Писания: Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того. (Екл. 4:13-15).

Кто же это бедный юноша и старый глупый царь? Сначала нужно привести иудейское толкование этих стихов. Старый царь – это злое начало. Т.е. семя сатаны которое от самой юности человека захватывает престол сердца соделывая в нем свое царство. Написано: помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт. 8:21). Как только человек начинает проявлять свою волю, он руководится злым началом – глупым царем. Ведь йецер а-ра (семя сатаны, духовный Амалек) вырастает первым и всходит на престол сердца.  Этот глупый царь не умеет принимать советы Торы. Он живет своими желаниями – он самодур. В отличии же от старого и глупого царя, должен родится юноша – умный царь. Он беден силой и рождается гораздо позже того, кто уже правит. Иудеи считают, что доброе начало начинает свое действие только после совершения «бар-мицвы» мальчика. Со своего духовного совершеннолетия юноши начинают борьбу со своими дурными наклонностями. Это время рождения умного внутреннего человека. Он, по словам премудрого Соломона, гораздо лучше, чем старый глупый царь. Последний очень не желает, чтобы власть перешла к молодому сопернику и поэтому преследует его. Молодой юноша очень часто бывает в темнице греха, которая ограничивает его свободу. В Евангельской истории мы можем усмотреть этот образ старого и молодого царя. Ирод Великий услышав от волхвов, что был рожден Машиах Царь, встревожился, и весь Иерусалим с ним. (Мф.2:3). И Тогда, весьма разгневался Ирод, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф.2:16). Но Бог хранит Своего сына.

Вопрос: Если иудеи знали о рождении на царство внутреннего человека, то чем отличается «рождение от Духа» христиан верующих что ЙЕШУА = Иисус, есть А-МАШИАХ = Христос, от «рождения йецер а-тов»» иудеев? Ведь стремление к Истине Божией было всегда и до пришествия Мессии во плоти. Так в чем же разница?

Разница в том, что рожденному свыше во Христе Иисусе «молодому юноше» дается сила которая позволяет вести успешную войну с «глупым царем». И с помощью этой силы бедный может отвоевать Царство Сердца. Ведь укрепленный город не так просто восхитить. Царство Сердца нужно отнять и захватить штурмом - силой. Отобрать у врага и сделать Царством Божьим. Христос объяснил нам это в притче. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Сила - это благодать – Дух  Машиаха – Сила которой берется Царство. Когда она дается», то стоит «бедному юноше дать знак войску на штурм - Царство будет взято[4]. Т.е. приложив малое усилие, верный получает от Бога большую силу. О даровании этой Силы сказано в обетовании Спасителем: Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. (Лк. 24:49). Но помощь и Сила Его, дается только через Мессию. Только через Искупителя и Помазанника подается Дух Божий верующим в Него. И только с помощью дарованной Силы бедный, но умный юноша сможет воцарится на престоле. О Машиахе Царе пророчествовал Иеремия. Но это же пророчество относится и к тайне рожденного на царство. Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. (Иер. 23:3-5). Если глупый царь был тираном на земле нашего сердца, то новый царь царствует в Истине и Правде во благо нам. Рождение от Духа - это молодой царь, облеченный в силу Бога.

Всякий из нас рожден на Царство. Но будет ли человек мудрым царем или глупым подобием царя, зависит от того кто во внутреннем царстве нашего сердца занимает царский престол[5].

Не всегда старость – это победа над злым началом, которое должно капитулировать перед добром началом. Чаще бывает что глупость старого царя бессменно пребывает у власти.

В самом начале книги Екклесиаста сказано:

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! (Екл. 1:2). Иудейский комментарий, Мидраш раба Коhелет, объясняет эти строки семью[6] периодами жизни человека.

1 период. Младенец, подобен царю родившемуся на царство. Все радуются его рождению, целуют и благословляют его. Пеленают, ухаживают за ним веселясь о том, что он рожден для царской чести.

2 период. Через год-два  наступает период, когда человек похож на свинью. Он ползает в грязи, все тянет в рот, и гадит во всяком месте.

3 период. В пять – десять лет, он подобен козлу, который прыгает и бедокурит будучи совершенно неуправляемым.

4 период. Подросток пока не женится, подобен жеребцу. Он украшает себя. Как конь, трясет своей гривой, и все стремления его к супружеству.

5 период. После женитьбы человек подобен ослу, который трудится, чтобы обеспечить свой дом. Его помыслы о стяжании и накоплении.

6 переиод. Когда дом устроен, человек подобен собаке, которая не подпускает никого к своей миске. Заботы о сохранении и приумножении имения озлобляют человека.

7 период. Старость превращает человека в обезьяну – в карикатурный образ человека. Где слабоумие показывает, что человек без мудрости Торы теряет свой благородный царский образ. И та честь, и то величие, для которого он родился, прошли мимо него, так и не сподобив его быть увенчанным царским достоинством.

Эти семь периодов мидраш аллегорически понимает как шесть дней творения и седьмой день вечного упокоения в Царстве Творца. Если человеческая жизнь была освещена Словом Всевышнего, то в седьмой день (шаббат) он сподобляется соцарствования в Небесном царстве Отца. Если же вся жизнь человека была hАВЕЛЬ hАВЕЛИМ = суетой сует, то он заканчивает свою жизнь обезьянным, карикатурным подобием глупого царя, который не умел принимать советы (заповеди Божьи). Для такого, седьмой день не станет днем покоя и радости, так как вечное богатство Торы не было заготовлено им в шесть дней труда. Но человек, дожив до старости, должен стать царем мудрым и богатым в Боге. Мидраш говоря о седьмом старческом периоде человека, цитирует первый стих 3 книги Царств, упоминая царя Давида: Когда царь Давид состарился, вошел в лета… (3Цар.1:1). Этот пример дает нам понимание, что Давид хотя и дожил до преклонных лет и седой старости, но был как написано, царем. А почему? Потому что жизнь его была в Законе Божьем – в Учении Всевышнего. И этот образ показан нам, что без Слова Божьего наша жизнь будет суетой и тщетой, похожей на пар, который улетучится, и не останется его.

Среди нас очень много людей которые родились от Духа. Но почему мы их так мало видим в жизни? Почему не видно этой армии царственных священников, преобразующих этот мир своей жизнью? Ответ на этот вопрос очень печален. Потому среди множества «новорожденных», выживает очень малое число. Большинство из этих «царственных младенцев» умирают или пребывают в коме. Но почему так велика смертность младенцев во Христе, и от чего они впадают в кому? Почему прекращается их духовная жизнь? Как правило, причина этому – недостаток питания. Младенцы умирают от голода. Наш молодой, рожденный от Духа на царство, новый человек, должен возрастать и укрепляться в правде Божией, наполняясь Царственной Силой[7]. Но разве может новорожденный прибавлять в весе, развиваться и возрастать, если у него нет пищи? Конечно же, нет.

Что есть пища для духовного человека?  Чем питается рожденный свыше?

Это пища есть тоже самое семя, от которого рождается новый внутренний человек. Это – СЛОВО БОЖИЕ. Если первое действие Слова Божьего это, зачатие и рождение нового человека, то второе действие Слова, это питание младенца во Христе. Слово Божие – пища, небесный хлеб[8]. Когда Христос был сорок дней в пустыне без пищи, и напоследок взалкал, то явился к нему сатана и искушал Его. Одно из искушений было таким: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом (Лук.4:3,4). И Христос мог сотворить это чудо, и утолить голод чудесным хлебом. Но для чего пришел Он в пустыню. Чтобы отразить искушения сатана и показать, что тот не имеет над Ним никакой власти. Поэтому Христос ответил Словом которое уже было дано в Торе[9]: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4).

Какой вывод можно сделать из этих слов? Вывод: слово Божие имеет питающее и насыщающее действие ко внутреннему человеку. Человеческому телу нужна пища – хлеб. Человеческому духу нужна пища – Слово Божие. Пищу для тела нужно принимать ежедневно, что бы быть сытым. И не бывает так у нас, что мы съедаем сразу 40 булок хлеба, и 80 дней остаемся сытыми, не думая о еде. Но напротив мы ежедневно съедаем несколько кусочков, тщательно пережевывая пищу, чтобы она усвоилась. Так и со Словом Божьим, которое питает наш дух, мы должны поступать подобно хлебу. Прочитывать совсем немного, но ежедневно, и «пережевывая» каждый стих, и каждое слово Священного Писания. Ведь каждый стих Библии мы можем понимать все глубже и глубже. Классическое толкование Писания основывается на четырех уровнях понимания[10]. Буквальное понимание Писания (ПШАТ) есть пища младенцев – «молоко» духовное, легко усваиваемое. И апостол Петр, сказав что возрождение нового человека происходит от Слова Божьего, добавил, что оно же, это Слово, является и пищей, для рожденного во Христе младенца. Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; (1Пет.2:2). Младенцы во Христе обязательно должны возрастать. Если новорожденный еще не опытен[11], и не дальновиден[12], то отрочество и зрелость во Христе делают человека подобным взрослому Спасителю. Для возрастающих нужна твердая пища. Таинственное (СОД) и нравственно-назидательное понимание (ДРАШ) дают питательную и изысканную пищу внутреннему человеку. Писание есть неисчерпаемый источник пищи духовной, которая питает нас. Прочитывая одни и тоже строки  Писания, нам из года в год будут открываться множество аспектов понимания Слова, которые будут направлять нас по пути спасения. Наше возрастание должно, все более и более делать нас похожими на Христа. Ведь к этому призывает апостол, желая нам крепко утвердиться Духом Божьим во внутреннем человеке, и верою вселиться Христу в сердца наши (Еф.3:16,17). По словам учеников Христовых, мы должны возрасти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; (Еф.4:13). В нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: (Фил.2:5). В нас должен быть ум Христов. (1Кор.2:16). И говорить мы должны как слова Божии; … дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа. (1Пет.4:11). И это преподобие возможно только через рождение от Духа Божьего при постоянной заботе о питании рожденного Словом Истины.

Слово Истины – Слово Его весьма чисто (Пс.118:140).[13] И Слово чистое очищая делает чистым всякого кто его усваивает. Если первое действие Слова Божьего, это зачатие и рождение нового человека, а второе действие – это питание духовного человека. То третье действие Слова Божьего - это очищение человека. Слово Божие действенно. Оно имеет силу, которая воздействует, меняет и преображает. Как для всякого рожденного от жены требуется очищение водой на протяжении всей жизни, так и духовный человек, порой соприкасаясь с нечистотой, которая его оскверняет, требует очищающего омовения. Слово Всевышнего – Тора Его – это вода чистая, оживляющая, очищающая и напоевающая[14]. Но Слово Бога, это еще и меч[15] обоюдоострый. Меч имеет действие разделения.  Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр.4:12). Этот меч Слова уподоблен ножу коэна – священника, который принося жертвенное животное должен был разделать жертву так чтобы было отделено чисто от нечистого. Зоб, кишки и вся нечистота не должны были попасть на жертвенник. Но только то, что Бог указал. Нож священника отделял чистое от нечистого. Так и слово Божие проникает до разделения души и духа, отделяя душевное (плотское и греховное), от духовного (истинного и праведного). Землей нашего сердца желают обладать два царя глупый и умный – старый и молодой. Само же сердце наше есть стремление и желание наше. Если сердцем обладает глупый и старый царь – сердце стремится ко злу и человек пребывает во зле. Если взойдет на престол молодой, но умный – сердце будет во власти добра, а в жизни того кто покорился Правде будет праведность. Наш дух и разум – есть народ царской столицы. Слыша и оценивая правление царей, он выбирая сочувствует словам которые слышит. Самый тихий голос – голос Божий в царстве нашего сердца. Этот голос совета – совести, человек с ранних лет привык отвергать и пренебрегать им. Но голос Бога, который пытается до нас донести молодой царственный юноша, не насильственен. Бог создал нас по образу и подобию. Подобие есть в свободе выбора или добра или зла[16]. Он уважает нашу свободу. Если человек отвергает его, голос доброго начала затихает, и в следующий раз будет еще более слабым в нашем сердце. В отличии от голоса правды, голос нечестия, голос порождения семени змея, бесцеремонен. Это голос насильника. Он не уважает свободу человека. Он привык подавлять. Он не считается со мнением других. Конечно же наш разум оценивает все посулы и обещания йецер а-ра. Ведь он порой дает такие советы и выдвигает такие требования, что наш разум вполне резонно отвечает ему что за это есть уголовное наказание и этого делать не принято в обществе людей. Но ведь каждый «электорат», каждый народ может быть обманут ложными доводами своего правителя. И ложь эта может укоренятся с годами делая все более слепыми прельщающихся ею. Обольщение дурным началом бывает великим горем для обманутого[17]. А еще может быть и добровольная сдача всей власти тирану. Это очень заметно на примере, когда человек усыпляет свою волю и свой разум алкоголем и дурманящими веществами Тогда тиран и насильник получает неограниченную власть. И в таком состоянии человек может совершить такое, чего никогда бы не сделал, будучи трезвым и вменяемым. Мы должны своим разумом быть единогласны и единомысленны с молодым царем. Мы должны помочь ему взойти на царство. Мы должны уравнять перед его приходом путь[18]. Мы должны выбрать жизнь и добро, отвергнув смерть и зло. Слово Божие это меч который берет в руки юноша выступая против старого царя. Слово Божие это вода очищающая одежды правды. А какие одежды у народа столицы нашего сердца. Чью форму надел народ? Одежды какого царя носим мы. Одежды праведности или одежды кровавого тирана губящего свое царство? Каков царь у власти таковы и одежды царя. Облекаясь (одеваясь в одежды праведности) в нового человека, человек должен совлекаться одежд ветхого человека. Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол.3:9,10). Бог дает совет нашему разуму, который как нищий народ при злом тиране, по нищете своей, не имеет чем прикрыть наготу свою. Советую тебе купить у Меня … белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Откр.3:18). Одежда праведности нагим, и глазная мазь обманутым, чтобы разуметь где Истина Божья, а где прельщение злого царя. Слово Божие очищает наше сердце от вредного и нечистого. Христос сказал своим ученикам: Вы уже ОЧИЩЕНЫ через слово, которое Я проповедал вам. (Ин.15:3). Слушая слова Спасителя, Его ученики очищались. И мы сподобимся очистительного действия Словом, если ежедневно с верой будем усваивать его своим сердцем.

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе. (Прит. 25:21,22). Иудейский комментарий этих стихов уподобляет слова Торы = Слова Божьего, воде и хлебу. А под врагом разумеет йецер а-ра = злое начало в сердце человека. Когда глупый царь требует жертв, когда он ненасытен в своем зле и принуждает к неправде своих подданных, народу = нашему разуму, дан такой совет: накорми тирана Словами Божественного Писания. Оживи Слово, опусти в сердце, и они станут огнем[19] на голове глупого властителя. А этот огонь – огонь Духа Божьего, Который преобразует все вокруг, и уподобляет Себе.

 

[1] Лк. 17.21.

[2] И ап. Павел слышание благовестия ставит на почетное место. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим. 10.17)

[3] В Символе Веры мы исповедуем: И в Духа Святого… глаголавшего пророки. Т.е. Духом Святым дано нам Слово Божие через пророков.

[4] Иудейский комментарий, объясняя стихи из Пятикнижия, говорит: Всевышний обещает, что поможет нам в войне с йецер а-ра, но должно быть соблюдено одно условие (мы должны приложить усилие, чтобы была дарована Сила - ПВ): Начало должно быть за человеком, как сказано: «Когда выйдешь на войну против врагов твоих…» (Втор. 20:1). Сначала нам нужно выйти на войну, и лишь потом придет помощь. Р. Йона приводит в книге «Шаарей Тшува» стихи из главы Ницавим: «И возвратишься к Господу, Б-гу твоему…» (Втор. 30:2), а после этого: «И обрежет Господь, Б-г твой, сердце твое и сердце семени твоего…» (Втор. 30:6). Вновь мы видим, что точка отсчета должна быть за нами, и лишь после этого придет избавление...

[5] Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Иоан.3:6)

[6] Суета сует… в этой фразе можно увидеть три упоминания суеты. Так как минимальная множественность двойственна.. Получается, что второй стих говорит о семикратной (семь - полнота) суете. Суета (1) + сует (2) +, сказал Екклесиаст, суета (1) + сует (2)  все суета (1). = 7 сует.

[7] Вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - ОТЛОЖИТЬ прежний образ жизни ВЕТХОГО человека, истлевающего в обольстительных похотях, а ОБНОВИТЬСЯ духом ума вашего и ОБЛЕЧЬСЯ в НОВОГО человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. (Еф.4:21-25)

[8] МАН с неба, которым питались евреи в пустыне сорок лет.

[9] Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек; (Втор. 8:3).

[10] Иудейский метод толкования Писания называется ПАРДЕС = цитрусовый (райский) сад .

П = (ПШАТ) = буквальное понимание Писания

Р = (РЕМЕЗ) = намек. Одно место Писания толкует другое место Писания.

Д = (ДРАШ) = поучение назидание.

С = (СОД) = тайна. Таинственное понимание Писание. В Новозаветном аспекте относящееся к Мессии.

[11] Дабы мы не были более МЛАДЕНЦАМИ, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, (Еф.4:13,14)

[12] И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с МЛАДЕНЦАМИ ВО ХРИСТЕ. Я питал вас молоком, а не пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. (1Кор.3:1-3).

[13] Бог! - Непорочен путь Его, ЧИСТО СЛОВО ГОСПОДА (Пс.17:31). Слова Господни - СЛОВА ЧИСТЫЕ, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное. (Пс.11:7). Всякое СЛОВО БОГА ЧИСТО; Он - щит уповающим на Него. (Прит.30:5)

[14] В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при ПОТОКАХ ВОД, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. (Пс.1:2,3)

[15] Возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф.6:17). Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. (Откр.1:16) (Откр.19:15). Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. (Откр.2:16). И соделал уста Мои как острый меч; (Ис.49:2).

 

[16] Есть древняя загадка: может ли Бог создать такой камень, который не сможет поднять? Если Бог Всемогущ, то конечно же может создать такой камень. Но если Он Всемогущ, то Его Всемогущество может дать возможность и поднять этот камень. Так есть ли ответ на этот вопрос? Да, есть. Бог уже создал такой камень – человек и ангел. А точнее это их свободная воля – свободный выбор пути добра или зла у ангелов и людей, созданных по образу и подобию Божьему. Бог не может вмешаться в выбор свободной воли Своих чад. Иудейское предание говорит: Все под властью Небес, кроме страха перед Небесами. Нам только указан путь, который дает вечную жизнь и блаженство. Вместе с этим путем нам указан и другой путь – путь смерти, с предупреждением не ходить по нему. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло (Втор.30:15). Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор.30:19). Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония (Тов.4:5).

[17] Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! (Ис.5:20)

[18] Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. (Мф.3:3)

[19] Слово Мое подобно огню, говорит Господь… (Иер.23:29).


Назад к списку