• Новости
  • 12 Май 2015
    Мира и благословения Божьего, всем ищущим мира! Переписана глава ЦАРСТВО БОЖИЕ В РОЖДЕНИИ СВЫШЕ Заменена рабочая версия файла для скачивания (обновлено апрель 2015) версия 03.2015. с уважением Виктор Пасечнюк....
  • 29 Ноябрь 2012
    В раздел Библиотека, добавлена книга Габриэля Бунге "Скудельные сосуды" - Опыт личной молитвы по учению святых отцов. Книга содержательная. Я прочел еще не все, но уже решил поделится радостью, и предлагаю вам книгу этого замечательного священника для назидательного чтения. Бог в помощь!
Учение Виссариона в свете Библии
О Царстве Божием
Конструктор сайтов православных приходов

05. Глава Пятая. ЦАРСТВО БОЖИЕ И ФАРИСЕЙСТВО

 

 

  Ц АРСТВО БОЖИЕ И ФАРИСЕЙСТВО

  

 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,  (Мф. 23.15).

 

Какие высокие и благодатные чувства возникают у человека рожденного свыше. Он, как после долгой разлуки, вновь обретает своего любимого Родителя. Все для него теперь просто. Везде и со всеми мир. Всегда есть желание совершенствоваться. Он одухотворен и всем доволен. Радость и мир в душе новоначального. Дух горит, подобно восковой свечке, живым пламенем веры. Но наступает время охлаждения. И вдруг человек замечает за собой, что уже много из того что было совершаемо с желанием и с легкостью, того уже нет. Опять начались падения. Исповедь, покаяние. Но покаяние уже не такое горячее. Грех исповедуется устами, но душа не желает расстаться с ним. Слышны вздохи сожаления о содеянном, но не видны дела покаяния. Многое из того что раньше он совершал ради Бога с любовью и трепетом, начинает делать, хотя и по уставу, но внешне. Делание без духа. Кланяется тело, а дух не сгибает свою шею. Уста читают молитвы, а сердце молчит. Прочитаны многие страницы «правила», а ум не произнес ни одного слова к Богу. Посты внешне безукоризненны, но угодны ли Богу. Прегрешения, уже оправданы утолстевшим[1] отъевшимся разумом, и страсти все глубже пускают свои корни во вскопанном саду нашего сердца. Наступает период «фарисейства».

Какие теперь безблагодатные чувства исполняют человека уже не новоначального. Прочитаны сотни страниц о преподобных, чудотворцах и праведных. Но сознание того, что ты ни на шаг не приблизился к совершенству, к которому призван Христом, приносит не покаяние а горечь поражения. Руки опускаются для добра. Совесть иногда, едва слышно, свидетельствует против него, что он оставил первую любовь свою. (Откр. 2.4). Но собственный разум и примеры охлажденной жизни других христиан, утверждают его в том, что он такой же христианин как и все, и по другому, сейчас жить невозможно. Дух чувствует что где-то, и что-то не так, а разум все пытается ее успокоить вескими доводами плоти. Наступает та теплохладность, которая так ненавистна Богу. Из-за этой теплохладности, Он «выплюнет его из уст своих». Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. (Откр. 3.15,16).

Проведя достаточное время в самоуспокоенности, человек все глубже попускает корням страстей и грехов врасти в свое сердце. Он зачастую пленяется пороками и желаниями, которые противны спасительному пути веры. Встав на широкий путь, который ведет в погибель, христианин вдруг понимает, что он в плену страстей, греха и дьявола. Те проверенные подвигом преподобных, советы по борьбе с грехом, которые он читает в аскетической литературе, недоступны уже для остывшего сердца. Нет сил ни постится, ни молится. Как в притче Христовой о неправедном домоуправителе,  копать не могу, просить стыжусь. (Лк. 16.3)

Как вернуть горение духа, как избавиться от оскверняющих страстей тому, кто был рожден свыше. Что делать, если нет молитвы, и нет сил для подвига поста? Сатана все сильней связывает сетями греха. Есть желание быть совершенней, но силы истощены, духовное естество в немощи, и путь широк по уклону вниз. Ноги несут с горки сами. Чувствуется падение, а безблагодатный разум ищет спасения во внешнем делании. Кто-то горюет, а кто-то свыкается, и привыкнув считает что это не пространный, а узкий путь спасения[2]. Думает что легкость, с которой он идет это не падение, а возвышенное парение.

Господь учит нас смирению. Учит упованию на Него. Для того чтобы человек не приписывал себе благой дар победы в борьбе с плотью, мiром и дьяволом, и не обесценивал помощи Божией в этой брани, Бог попускает христианину за его самонадеянность, гордость и тщеславие впасть в некие прегрешения. Бог отнимает Свою благодать от того, кто думает что большей частью только своими силами он проводит жизнь угодную Богу. Существует распространенное мнение, что только новоначальные познают горение в вере, горение духа, а потом Господь отнимает это состояние и верующий становится «как все». Ему только в начале пути спасения был показан тот свет и огонь, к которому он должен стремиться. Но если Бог и отнимает помощь и благодать от новоначального, так только по причине самонадеянности и для того, чтобы научить упованию на Него. Это искус, это возрастание в духовном опыте[3]. Потеряв горение духа, человек должен всеми силами стараться вернуть его, а не тлеть как гнилая головня всю жизнь, лжесмиренно опустив руки. Это ненормально, это страшно, когда дух угашается, и гореть не будет уже до самой смерти. Мы призваны к совершенствованию во Христе. Т.е. мы должны становится все лучше и лучше. Благодать на благодать. Ревновать о Дарах Божьих[4] по слову апостола Павла. Опять же, есть распространенное мнение, что это желание вызвано духовным повреждением – «прелестью»[5]. Но разве нельзя назвать «прельщением» обратное состояние человека, когда он сводит свою духовную жизнь до внешних дел. Следствием этого является теплохладное состояние, и следовательно дела плоти, о которых известно пусть не людям, но Богу. Как Он и сказал: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. То мелкое послабление, которое человек позволяет себе, нарушая прямые слова Господа, приводит к укоренению тех страстей, которые явно осуждены Словом Божьим. Это потеря благодати Духа Святого. Наступившее состояние «фарисея» это сильнейшее прельщение врага рода человеческого. Это состояние противно Богу, и в этом состоянии противятся Богу. В таком состоянии человек гордится, что он верующий Божий человек, но в это же время, он тот, кто чужд Духа Божьего. Господь Иисус Христос, именно в этом обличал книжников и фарисеев. В духовном лицемерии и лжи, в гордости и зависти. В том, что по наружности мы кажемся людям праведными, а внутри исполнены не Духом Святым, а лицемерием и беззаконием (Мф. 23.28).

Спаситель предрекал горе книжникам и фарисеям что они по лицемерию своему кажутся более праведными, чем есть на самом деле. Внешнее благочестие, без благочестия внутреннего, это ложь, а отец лжи дьявол[6]. Но страшнее этого то, что те, которые должны были подготовить покаянием и милостью народ к принятию Машиаха и Духа Божьего, те не только не способствовали этому, но и взяв ключ разумения[7], сами остались безблагодатными учителями, преграждая другим вход в Царствие Небесное.  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. (Мф. 23.13) Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. (Лк. 11.52). То возвещение горя, о котором объявил Христос, осталось грозным предупреждением на все времена. Каждый человек, в каждой эпохе может обличаться словами предрекающими горе. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. (Мф. 23.15). Не обличают ли эти слова нас, как священников, так и мирян. Порой, мы своем усердии одного лишь внешнего делания, которое часто похоже на лубочную картинку с пасхальными крашеными яичками и свечками, приводим своей проповедью в храм нового человека. Мы порой  учим той же «праведности» показных дел, а не Царствию Божьему, не пути стяжания Святого Духа. Пребывая в состоянии самоуверенного «фарисейского» спасения, или напротив, в состоянии постоянного страха эсхатологических заговоров и лжесмиренного уныния мы преподаем не то, что Божие, а то что человеческое. Теперь тот, кто пришел, уже «твердо знает», что супруги имеющие брачное общение под среду – блудники, священник заменивший непонятное церковно-славянское слово в чтении молитвы или евангелия на русское[8] – еретик, тот кто причащается три раза в месяц – прельщенный, и тот, кто молится только блаженной Матронушке – спасенный. Неправильно, когда христианин, твердо знает «какой святой от чего помогает» но ставя свечки всем святым, не вспоминает о Христе. Это не учение Церкви и не учение Христово, но это частое явление среди обращенных. Этому Церковь не учит, а как сказал отец Андрей Кураев, Церковь это лишь терпит в себе.  Обращенный в «фарисейство», по слову Христа, становится сыном геенны, вдвое худшим нас. А сколько Божьего, заменено учениями человеческими. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия,[9] говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. (Мф. 15.7-9). Какая ответственность в том, что мы учим, казалось бы, «самому главному», но говорим не о самом главном, не о Царствии Божьем[10]. И ведь мы читаем Евангелие, Послания апостолов, творения святых отцов, но все же сбывается, как некогда над фарисеями пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите. (Мф. 13.14) Именно в этом были обличены фарисеи и книжники времён земной жизни Спасителя, времён второго храма. В том, что не увидели исполнение слов пророков о Пришедшем Христе, и в том, что поставили мудрость человеческую выше мудрости Божией.  Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? (Мр. 7.7-9). Чему может научить фарисей, не наученный Царствию Божьему? Только тому, что внешнее, тому - что плоть, может научить лишь иллюзии спасения. Но книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф. 13.52) Есть сокровищница Писания. Но часто сокровище под замком, оно только у того, кто знает его. Но благодать Духа не дает книжнику держать то, что у него есть, и он учит Царствию Божьему всякого кто рядом и кто слышит его. Старое и новое это Закон Торы, который свидетельствует о Христе, и совершенное учение Сына Божьего о благодати Царствия Божьего. И если хотим обратить хотя бы одного, мы должны выносить для него из сокровищницы Писания, из глубины Церкви старое и новое открывая Царствие Божие а не закрывая его. Стяжанию Духа Святого, и исполнению Духом, учил святой преподобный Серафим Саровский[11]. Путь единения с Духом Божьим учат и преподобные афонские монахи исихасты.

Царство Небесное должно быть главной темой нашей проповеди как мирян, так и священников. Если мы видим человека и хотим чтобы он, все наши необращенные близкие люди обрели путь спасения, не нужно тянуть «покрестится» или «причаститься», а нужно научить Царствию Небесному, которое внутри нас есть. Показать то что делает благодать в рождении духовного человека. Показать изменение и преображение которое получили мы. Научить тому, что Церковь Христова имеет всё, для стяжания Духа человеком. Нужно убедить его, что прежде всего нужно искать Царство Небесное и правды его. В противном случае, если мы имеем только дела плоти и «фарисейскую» праведность, то тот, кто будет «обращен» нами, возможно сам будет пребывать таким же «фарисеем». Но Спаситель сказал нам: «говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Мф. 5.20).

«Фарисейства» нужно опасаться, чтобы оно не приближалось к нам. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. (Мф. 23.23). Когда приближается лицемерное фарисейство оставляется суд и милость[12], а вследствии этого, вера Богу. В пророческих словах так говорил Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему. (Зах. 7.9). Осуждение других и неправедный суд, немилосердие, холодное сердце, вот в чем из века в век осуждает Бог людей. Милость и суд оставили вы! Вот какое нам предостережение в словах Бога. Лицемерное поклонение и служение Творцу, порождает у человека небрежение, а в последствии оставление дел праведного суда и милосердия, без которых человек не может иметь веру, или точнее сказать быть верующим в Бога и Богу. Пророк Давид спрашивает у Господа, когда ты придешь ко мне? И тут же Духом поет ему о милости и суде, как о праведном стоянии в истине. Милость и суд являются и плодами этого стояния в истине. Плоды, которые приносятся сторицей. Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном: "когда ты придешь ко мне?" Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. (Пс. 100.1-7). Бог не придет к нам, Царство Божие не посетит наши души, Духа Святого не будет в нас, если мы оставим милость и суд. Они угодны Богу. Не судить невиновного, осуждать сам грех, и оказывать милосердие к требующим его. Спаситель сказал что дела (пример десятины) надлежало делать, но без веры, без плодов духа, это лишь лицемерное фарисейство порождающее тщеславие, гордость и зависть. Развивая эти низкие страсти, человек, подвергнется большему осуждению, потому что имел путь спасения, но сделал его путем неправды. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь[13]: за то примете тем большее осуждение. (Мф. 23.14). Лицемерие – ложь и гордость. Гордость и лицемерие затворяют Царство Небесное. «Фарисейство» не пустит нас к Богу, и Дух Божий не посетит нас. Почувствовав это состояние «фарисейства», нужно выйти из него, удалиться, убежать от него. Помоги нам в этом, Господь!

 

 

 



[1] Святой пророк Моисей в своей предсмертной песни воспевая величие и милосердие Творца указал на то, что в беззаботной плотской жизни, лишенной духа, а только имеющей телесное пресыщение благами мiра сего, есть великая опасность оставления духовной жизни. Опасность того что человек забывает Бога и идет на поводу своего самоугождения. Воля Творца, заменяется волей творения. И как последствие этого оставление упования на Вседержителя. И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. (Втор. 32.15)

[2] Мф. 7.14

[3] Ибо благодать Божия - такова  непреложная  необходимость - после  того, как вначале подвижник ее хорошо распробует, должна  уйти, чтобы его закалять, дабы он стал опытным воином Христовым.  И  без таких искушений никто еще не пришел к  совершенству.  Так  вот,  этот рубеж, на котором многие впали в прелесть,  является  рубежом,  где отступает благодать Божия, чтобы сделать нас, как  мы  сказали,  бойцами, опытными на войне, и чтобы мы не были  всегда  младенцами. Старец Иосиф Афонский «Изложение монашеского опыта».

[4] 1Кор.14.1,  1Кор.12.31

[5] Когда  подвижники  достигают  того   рубежа,   где  благодать  по  необходимости  уходит,  они,  не  находя  под  рукой  лекарства для своего исцеления, падают, теряются,  и  так  погибают  тысячи душ, которые вначале явили большую решимость  и  боголюбивую  ревность. И, не зная, по неведению, они назвали сегодня путь Божий,  которым прошли натруженные  стопы  святых,  путем  прелести.  И  по  неведению согрешают, и поносят путь Божий, и препятствуют  желающим  идти по нему. Старец Иосиф Афонский «Изложение монашеского опыта».

[6] Ин. 8.44

[7] Ключ - закон, суд, и понимание Писания.

[8] На сегодняшний день злободневная тема. Осуждается всякое «посягательство» на церковно-славянский язык. Когда-то латинская церковь считала что службы и Писание должны читаться только на латыни. Во Франции служба или в Британии, в Испании или Португалии, везде служили на латыни. Любые переводы кроме Септуагинты (греческий перевод Писания, 70-ти) или Вульгаты (латинский перевод Библии) были объявляемы еретическими. Но, не смотря на это, св. Кирилл и Мефодий, создав азбуку для славян перевели для славянских народов Писание и службы, чем конечно же прогневали Римского Папу. Сейчас этот же, понятный некогда славянский язык, возведен в тоже положение, что и латынь. Не препятствует ли стремление сохранить традицию, более глубже вникать в слова Священных Слов? Церковно-славянский язык очень красив и духовен, но сами «защитники» этого языка много ли понимают, когда, например, на утрене читается псалтирь или на литургии «апостол»? Ведь многие слова, совершенно непонятны для уха даже воцерковленного человека. И сейчас, когда есть попытки заменить некоторые Ц-С слова русскими, происходит тот же мятеж, который был вызван противниками исправления книг при патр. Никоне.

[9] Ис. 29.13

[10] Есть в предании о св. Серафиме Саровском, записанные слова из откровения святого, сказанные им о фарисейской жизни духовенства. Некоторыми ставится по сомнение достоверность того, что святой говорил это. Не буду спорить. Но все же, приведу их здесь. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня».  

[11] В приложении к этим главам помещена его беседа с Мотовиловым.

[12] Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда. (Ос.12.6)

[13] Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф. 7.21-24)


Назад к списку