07. Глава Седьмая. ЦАРСТВО БОЖИЕ И СЕМЬЯ

 

 

ЦАРСТВО БОЖИЕ И СЕМЬЯ

 

Некоторые христиане убеждены, что семейные люди не могут «стяжать Святой Дух». Они считают, что это под силу только монахам и подвижникам. Возникает вопрос: если это так, то к кому же были обращены проповеди Иисуса Христа и его апостолов? И действительно ли обременение семьёй является препятствием для наполнения Духом Божьим?

Соединение мужчины и женщины в брачном союзе – это воля Творца, открытая в благословении первых людей.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. (Быт.1:27,28)

С тех пор человеческий род неуклонно умножается и распространяется по всему миру. Мы все призваны к Жизни Будущего века, которая будет дарована тем, кто пройдет через испытания в жизни земной. Если святой Серафим Саровский видел цель христианской жизни в стяжании Святого Духа – приобретении Царства Божьего, то цель христианской семейной жизни должна заключаться в том, чтобы и потомство, дарованное нам Богом, возросло в Духе Святом. Чтобы и наши дети стали причастниками Духа Божьего и Жизни вечной. Именно к этому должны стремиться родители, заботясь о своих детях.

Спасаться, убегая от опасностей и врагов, всегда удобней одному. Когда же рядом есть тот, о ком нужно заботиться, спасение становится более трудным. Но иногда и от того, что ты не один, бывают преимущества и польза. Господь сотворил жену не как обузу своему мужу, но как помощницу. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).

В задуманной гармонии Божией должны быть любовь и мир. Вселенная Творца иерархична. Но Божия иерархия построена на Любви. Христос, объясняя это, учит нас Царствию Божьему.

25 цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. (Лук.22:25-27)

11 Больший из вас да будет вам слуга. (Матф.23:11)

И в семейной жизни женщина, сотворена помощницей подчиненной мужу своему. Она в послушании ему, но муж ответственен за ту, которая ему повинуется.

22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. (Еф.5:22-24)

Муж поставлен главой не только над своей женой, но и над детьми, рождающимися у него. Отношения этой семейной иерархии освящены примером Церкви и Христа. Поэтому семья – называется в христианстве малой Церковью.

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (Еф.5:25-27)

В книге Песнь Песней [1] на примере земной любви жениха и невесты описывается единение Бога с человеческой душой и единство Христа со своей Церковью. Слова, которые воспел Соломон под вдохновением Святого Духа, полны красоты и поэзии. Для плотского разума это всего лишь брачный стих, свадебная песня. Однако для того, кто видит исполнение Царства Небесного, пришедшего через воскресение Христово и дарование Духа Божьего, это песнь единения с Господом, Который возлюбил Свою Церковь. Душа верующего человека, исполненная Духом, и сама Церковь могут с радостью воспеть: «Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь» (Песн. 2:4).

28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,

30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. (Еф.5:28-30)

Всё во вселенной должно быть построено на любви. Во-первых, «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). Во-вторых, «любовь, есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14). Муж, как глава семьи, должен уподобляться Христу, главе всей Церкви. Его любовь к своей семье должна быть совершенной, как и любовь Христа к Церкви. Мужья обязаны своим духом и делами воплощать этот образ в своей «малой церкви», то есть в своей семье.

Настоящая «любовь не ищет своего» (1Кор. 13:5). Любящий ищет благо для того, кого любит. Это подобно родительской любви, которая отдает себя ради создания жизни своего ребенка. Любящий заботится о всех нуждах того, кого любит, начиная с самого важного – духовной безопасности и духовного совершенства, и заканчивая телесным благополучием.[2]

Если родители заботятся о временной жизни своих детей, то насколько важнее думать о вечном спасении и вечном блаженстве. Семья – это единый организм, объединенный любовью. Даже на материальном уровне семья представляет собой единое целое. Как написано: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24; Мар. 10:7). Это древний первоначальный закон соединения в одну плоть, установленный Творцом для людей. Соединение, это не только эмоциональное или идеологическое, но онтологическое, т.е. реальное для всего телесного естества человека.

Именно поэтому блуд тела запрещен, так как «совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1Кор. 6:16). Это противоестественно, когда в одно тело смешиваются не двое а трое, четверо или семеро, не супруги, а блудники. Ведь у блудницы еще немало тех, кто стал с ней одной плотью. И соединяющийся с блудницей становится одним телом и с теми, кто прилепился к ней. В языческих культах были блудницы, которые прилагали к идольскому нечестию новых «прихожан» через плотское соединение в своей плоти. Сатанинские культы имеют в себе тот же «механизм» введения в свой круг новых членов поклонников дьявола. Уместно вспомнить, что Бог через Своих пророков обличая еврейский народ в отступлении и поклонении идолам, использовал именно образ прелюбодейной жены.

Женщине Богом определен один муж, как и Церкви один Господь. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32).[3]  Связь, микро[4] и макро[5] церквей, в словах апостола, очевидна. В каждой христианской семье должен воплощаться этот образ: любовь главы семьи, мужа, и послушание его жены и детей.

«Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Этим стихом заканчивается пятая глава к Ефесянам, как и чтение этого послания на таинстве венчания. Бывает, что новобрачные, в частности невесты, приходят в недоумение, когда на распев и протяжно заканчивается чтение послания словами, «а жена да боится своего му-у-у-жа». Недопонимание слов о страхе перед мужем, есть пробел в духовного воспитании светского поколения, молодых девушек и парней. Не панический страх перед мужем заповедан жене, а страх нарушить мирность взаимоотношений, страх обидеть его своими капризами и неуважением, страх превратится в противницу, а не в помощницу. Ведь апостол, когда говорил о исполнении Духом, заповедовал нам «повиноваться друг другу в страхе Божием». Страх Божий, который есть начало мудрости[6] – это то ограничение, которое нам препятствует нарушать заповеди Творца. Ради исполнения заповедей мы должны ограничивать свои эмоции и чувства, чтобы не впасть в грехи. В начале пути к Богу угождение Творцу, начинается со страха. Это период раба. Но добрый раб становится любимым сыном – он всыновляется Богу. И страх изгоняется любовью, как пишет апостол Иоанн:

18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1Иоан. 4:18)

Это в отношении Церкви и Господа, но применимо и к малой церкви. Если жена, уважая мужа, боится обидеть его, боится потерять его, значит и любовь ее вскоре будет совершенной. Современные девушки, воспитанные в духе феминистических традиций,[7] не всегда готовы признавать власть мужчины, что может привести к горечи одиночества. Гордость и непокорность, желание быть наравне с мужчинами, заставляют их взваливать на свои хрупкие плечи груз мужских забот, что может стать невыносимым бременем. Стремясь быть жесткими, как мужчины, они теряют то, что должно было бы смягчать их супругов – свою женственность.

Взаимные претензии, упреки, непонимание и обиды – всё это разделяет самых близких и родных людей в этой вселенной – мужа и жену, увеличивая их противостояние друг другу. Как во всем мире, так и в семье, «по причине умножения беззакония, во многих охладевает любовь» (Матф. 24:12).

Женщины не хотят подчиняться,[8]  стремясь к главенству и власти в семье, а мужчины не желают заботиться и любить свои семьи. Этими «не хотениями», муж и жена постоянно бьют друг друга. В этом противостоянии не будет разрешения вопроса, пока кто-то не вырастет духовно и не перестанет умножать беззакония. Существует только один способ решения этой проблемы – духовный.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (Гал.6:1,2)

Тот, кто более духовен и считает себя правым, должен первым начинать «мирные переговоры». Прежде всего, он должен выполнять все свои обязанности, даже если другой пока не собирается исправляться. Нести бремя ближнего на себе, в духе кротости, – задача для духовно сильного человека. Это нелегко, и потребуется терпение, но труды будут вознаграждены.

В наше время в Церкви больше женщин-христианок, чем мужчин-христиан. Многие из них недовольны своими супругами из-за их неверия, невнимания и вредных привычек. Обычно женщина берет на себя роль учителя и представителя «полиции нравов», поучая и наказывая своего мужа. Все больше утверждаясь в роли главы семьи, женщина, преследуя, казалось бы, благую цель, сама губит последнее, что осталось от любви в семье. Для мужчины противоестественно быть под началом у женщины.[9] Это приближает катастрофу семейных отношений.

Оправдания своих действий, женщины-«надзиратели» и женщины-«учителя», основывают на том, что повиноваться безбожнику[10] или пьянице[11] – это не по-христиански. Но, оправдывая себя таким образом, они глубоко заблуждаются. Апостол Петр писал христианкам, у которых мужья не принимали веру во Христа, а оставались идолопоклонниками, о том, что и таких можно «приобрести» для Бога. Но не нравоучениями в жестких обличениях, не ультиматумами и бойкотами, а в кротости и молчаливости духа.

1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,

2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,

4 но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. (1Пет.3:1-4)

Апостол учит христианских женщин приобретать своих супругов для Бога и для себя не просто в «кротости и молчаливости», что является очень даже действенным способом покорить[12] мужское противление и нелюбовь, но говорит о кротости и молчаливости именно духа. Это оценит не только муж, но и Сам Господь.[13] Ведь «молчать» можно так красноречиво, что без слов будет высказано любое негодование, а образ обиженной «кротости» может месяцами молчаливо отворачивать лицо, показывая лишь только оскорблённую спину. Кротость и молчаливость духа – это не только когда уста, но даже сама душа и ум человека не препирается в негодовании с ближним. Когда мир духовного человека явен для всех окружающих, тогда узнается настоящий христианин. И тогда мужья «увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет. 3:2). Это чистое и богобоязненное житие не имеет ничего общего с лицемерным поведением, которое, по сути, заключается в обличении ближних без проявления любви к ним. «Чистое и богобоязненное житие» подразумевает, что мы, как духовные люди, должны исправлять других не в раздражительных криках, а в духе кротости, внимательно наблюдая за собой, как завещал нам апостол. Также апостол Пётр даёт наставление духовным мужьям, чьи супруги ещё не возросли в духе.

7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;

9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство… (1Пет.3:7-9)

Если мужья более духовны, чем их жёны, то они сами должны быть примером христианского мира. Взаимоотношения между супругами в семье – это показатель духовного состояния мужа и индикатор, который указывает на то, в чём Бог хочет его изменить и сделать лучше.

Еврейская традиция, интерпретируя стих «сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18), обращает внимание на неоднозначность слова КЕНЕГДО́, что означает «соответственно». Это слово можно понимать двояко: 1) как «соответствующий», то есть «дополняющий» – «стоящий рядом»; 2) как противоположность – «стоящий напротив». Исходя из этой двойственности, эти слова толкуются следующим образом: «Если муж достоин, то жена становится ему помощницей, дополняющей его. Если же муж недостоин, то жена становится помощницей против него — помогает его противнику, сатане, который олицетворяет змея». Как отмечено в Мидраше на книгу Бытия, ХАВА́, то есть «Ева», может стать ХИВЬЕ́Й для своего мужа, а ХИВЬЯ́ означает «змея».

Есть комментарий стиха из книги Притчей Соломона: «Как в воде лицо к лицу, так сердце человека к человеку» (Прит. 27:19). В поведении жены можно увидеть, как муж относится к ней и каковы его отношения с Богом. На примере жены Бог, как в зеркальном отражении воды, показывает в увеличенном виде то, что мужу нужно изменить в себе. Это очень близко к традиционному иудейскому пониманию закона «мера соответственно мере».[14] Бог показывает отражение самого мужа в его жене, чтобы помочь ему исправиться. Когда-то Христос повторил слова пророка Михея: «враги человеку – домашние его» (Мих. 7:6). И если жена «против него», то после того, как муж начнёт меняться, идя по пути жизни в Боге, она станет помощницей, соответствующей своему мужу. Господь обратит врага в друга. Ведь сказано: «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» (Прит. 16:7).

Мужи должны с мудростью взращивать в своих семьях христианский дух. Они должны с кротостью учить и объяснять то, что угодно Богу. Своим раздражением они не должны отталкивать от Истины ни своих жён, ни детей.

4 Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. (Еф. 6:4)

Если муж осознаёт свои права главы семьи и своей жены, данные ему по Божьей заповеди, то он должен знать и помнить о своих обязанностях. Как у любого начальника, эти обязанности превышают обязанности подчинённых. Если муж желает пользоваться правом главенствующего, то он должен следовать совершенному примеру и быть подобным своему главе – Христу.

3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу[15] глава – Бог. (1Кор.11:3)

Эта вселенская иерархия несёт мир и благоволение Божие. Как духовный глава своей малой церкви, муж должен иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5).

Сатана ненавидит не только Церковь – верных Богу людей, но он злобствует и пытается разрушить и малую церковь – семью. Даже в христианских семьях порой разворачивается противостояние супругов, в котором любовь совсем исчезает. Какая-то из сторон решает по каким-либо своим оправданиям отсечь своего самого близкого человека от своей плоти. Наступает противоестественный период семейной жизни, когда муж или жена становятся таковыми лишь по названию. Чаще всего страдают «наказанные» этим отсечением мужчины. Для такой жены христианки, в её собственных глазах это не грех, а порой даже добродетель. Она считает себя воздерженницей. Она оправдывает себя тем, что живет по духу, а заодно и воспитывает непутевого супруга. Но горе такой семье. Подобное «воздержание» ввергнет обоих в грех блуда и нечистоты, распрей и ненависти. Тут и «лишённый» может предаться не законному общению с супругой, а нечистой блудной страсти. И «воздерженница» понесет на себе и грех мужа, и грех противления мужу. Та, которая отцеживала комара, проглотит верблюда. Апостол Павел увещевает супругов.

3 Муж оказывай жене должное благорасположение;[16] подобно и жена мужу.

4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5 Не уклоняйтесь друг от друга,[17] разве по согласию,[18] на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1Кор.7:3-5)

Как же мы, наполнимся Святым Духом? Как будем просить Его посетить нас, если немирность наших семейных взаимоотношений не прекращается? Если в семье есть хотя бы один «духовный», вся ответственность по заключению мира на нем. Такой христианин может даже не обольщать себя, что он угодит Богу своей верой без мира в семье. Иисус Христос сказал нам.

34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан.13: 34-35)

8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1Иоан.4:8)

Супруги, по духовной слепоте, в своей ссоре, могут как ни в чем не бывало, молиться, поститься, быть на причастии Святых Тайн. Это ли не лицемерное «фарисейство»? Это ли не противление словам и духу Нового Завета?

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Матф.5:23,24)

Нам сказано: «гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу» (Еф. 4:26,27). Как можем мы, долгими днями быть в разногласии. Как можем мы отвернув согласие в единой плоти разрывать тело единого организма – нашей семьи? Христианам не должно обольщать себя той мыслью, что лучше подать на развод, чем так жить. Не нужно к одним грехам прилагать еще более тяжкие грехи. Слова Христа не допускают оправдания развода, как кроме причины прелюбодеяния одного из супругов.[19] Горечь разрушения единого целого – семьи, это яд, который грехом отравляет виновных в этом. Для сохранения семьи нужно много потерпеть, постараться. «Соединен ли ты с женой? не ищи развода» (1Кор. 7:27). А женщина, прежде всего, если является инициатором развода, должна подумать, сможет ли она по слову Писания, остаться одинокой, чтобы не быть виновной в прелюбодеянии.

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -

11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей.[20] (1Кор.7:10,11)

Ученики Христовы, видя такую великую ответственность за семейные отношения воскликнули: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться!».[21] Т.е. лучше для человека оставаться в девстве.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит. (Матф.19:11,12)

Христос сказал и показал, что кроме брачных благодатных отношений есть путь, еще более высокий, который некоторые, очень малочисленные, могут избрать ради Царствия Божьего, ради совершенства в Царстве Благодати. Не многие могут вместить это. Но лишь некоторые, кто наполнен Духом настолько, что плод их духа – воздержание достигает такого уровня, что брачная жизнь по плоти им становится не нужна. И кто способен вместить такую благодать, тот да вместит. Но вмещают немногие. Как и в ангельском числе есть такие ангелы, на которых непосредственно почивает Бог. Они передают ведение тайн Божиих более низшим чинам ангельской иерархии. Ведь и дары Божии не всем даются, но лишь тем, кто может вместить. Как в притче о талантах. «одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе» (Матф. 25:15).

С одной стороны, идеал Царства Благодати – это жизнь нестяжательная и безбрачная, доступная лишь избранным. С другой стороны, человеку легче достичь гармонии между телесным и духовным, находясь в браке. Однако апостол Павел сочувствует семейным людям, поскольку они сталкиваются с трудностями и заботами, которые отнимают у них все силы.

28 Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. (1Кор.7:28)

Апостол имеет сожаление, что скорби по плоти, могут стать скорбями по духу, если вдруг заботы[22] и проблемы семейного быта поглотят всего человека. В таком водовороте мирских дел и проблем семейного быта легко упустить из вида Царство Божье, а то и вовсе забыть о нём. Поэтому так важно с самого начала соединять свою жизнь с жизнью честного и верующего человека. Только так мы сможем стать единым целым не только по плоти, но и по духу, живя ради Царствия Божьего, воспитывая своих детей на примере собственной жизни.

Находящимся в браке супругам нужно понимать, что порознь, без повиновения друг другу в страхе Божием, без семейного мира, без любви, вместе, но не единым целым, они будут все дальше и дальше от себя удалять Царство Божие, которое должно быть внутри человека.

Христианская семья представляет собой малую церковь, и если в ней всё соответствует Божьим заповедям, она становится достойной частью большой Церкви Божией. Семья – это прообраз Церкви Христовой, которая является Телом Его. Если супруги в своей малой церкви наполнены Духом, живут в мире и гармонии, основанных на искренней любви, то и в большой Церкви, среди верующих и святых, они смогут проявить совершенную любовь в Духе Святом.[23] Великое начинается в малом. А «верный в малом и во многом будет верен» (Лук. 16:10).

 

[1] Обстоятельное и подробнейшее толкование смыслов этой книги можно прочитать в богословском труде отца Геннадия Фаста «Толкование на книгу Песнь Песней».

[2] «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).

[3] Иудеи говорят: «Если мужчина и женщина достойны, то между ними пребывает Шхина (Божественное присутствие – Дух Божий), а если нет – всепожирающий огонь». Они приводят такое объяснение своих мыслей, сообразуя семью и Бога. «В слове ИШ = мужчина – есть буква йуд, которой нет в слове ИША; а в слове ИША = «женщина» – есть буква hэй, которой нет в слове ИШ; объединившись, они составляют Тетраграмматон – Имя Бога (ЙУД-hЕЙ-ВАВ-hЕЙ). Если муж и жена удостоились (т.е. живут в любви), то Шхина – между ними. Другими словами, Божественное присутствие в их семье ощущается так, как оно ощущалось в Иерусалимском Храме. Семья становится святилищем, средоточием гармонии, излучающим свет на всех окружающих. Но что для этого нужно сделать, как этого удостоиться? Очевидно, следует сделать то, что делалось в Храме. Там приносились жертвоприношения, корбанот. Слово КОРБАН = «жертвоприношение», происходит от слова КИРЕВ = «приблизить». Во времена Храма, тот, кто хотел приблизиться к Богу, должен был взять что-то из своего и отдать Ему, – в этом смысл жертвоприношения. То же самое в семье: если супруги умеют давать друг другу, придет любовь, и семья превратиться в малый храм. «Но если не удостоились – огонь пожирает их». Уберите из слов ИШ и ИША буквы йуд и hэй – останется слово ЭШ = «огонь».

[4] Малая церковь – семья.

[5] Вселенская Церковь – Тело Христово, которое есть все мы.

[6] Притч.1:7 и Пс.110:10 (см. «Комментарий на книгу Псалмов». Пс.110:10)

[7] Девочки воспитываются «принцессами», которые привыкли повелевать, а не исполнять. Мировоззрение того, что муж для жены, а не наоборот, прочно вошло в светское воспитание. Но ап. Павел сказал: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» И чтобы наступила гармония, которая может быть только в любви, добавил: «впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе» (1Кор.11:8-11). «Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Благодать на благодать – жена стыдливая» (Сир.27:17,18).

[8] Неподчинение мужу, это противоестественная жизненная позиция некоторых женщин. Такой брак не устоит. Противление воле мужа, постоянные упрёки и своеволие, разрушают то, что должно быть нерасторжимо. «Сварливая жена – сточная труба» (Прит. 19:13). Кто же будет иметь желание жить у канализационного стока с вытекающими нечистотами. Как считал Соломон, «лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Прит.25:24). В иудее, судя по Соломону и бен Сираху, тоже были злые жены, и как правило, злая жена (т.е. непокорная) это наказание от Бога. А мудрая жена, это дар Господа (Сир.27:3; 27:17). В иудейской религиозной традиции, если жена проявляла непокорность и злобу, это всегда считалось чем-то неестественным и недопустимым. Однако в современном обществе, где царит идея «свободы, равенства и братства», такое поведение воспринимается как норма. У иудеев, как правило, такие властные и непокорные жены получали законное разводное письмо и были презираемы в народе. «Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем» (Сир.26:24). «Не давай воде выхода, ни злой жене – власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей» (Сир.26:28,29). Поэтому боясь развода и одиночества, женщины всегда смиряли себя, повинуясь словам Священного Писания. Неисправимых же, мужья отсекали от плоти своей. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Прит.14:1). Сейчас, когда люди стали менее религиозными, современные женщины стали проще относиться к разводу и повторному браку. Они позволяют себе то, что раньше считалось неприемлемым для женщины.

[9] Апостол Павел не просто говорит, но повелевает женам. «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть безропотными» (1Тим.2:11,12). И старицам, почетным вдовица указывает учить молодых женщин повиновению мужьям. «Чтобы старицы ..., учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей» (Тит.2.3,4).

[10] Бывают случаи, когда женщина желает развестись в виду того, что её неверующий муж «аки пес невоцерковленный». На что апостол говорит: «жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор.7.12-14).

[11] Но ведь когда-то он не был пьяницей. И если не от хороших взаимоотношений он утешал и успокаивал себя спиртным, то не должна ли жена, покаявшись, проявить смирение и покорность тому, кого должна была бояться все эти годы?

[12] «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Прит.25:15).

[13] По слову премудрого бен Сиры, мужу настолько любезна приветливость и кротость жены, что он уподобляется блаженному, счастливому ангельскому существу, когда видит свою жену украшенной этими добродетелями. «Если есть на языке жены приветливость и кротость, то муж ее выходит из ряда сынов человеческих» (Сир.37:25). Т.е. муж ее не похож ни суровостью, ни агрессией на обычных мужчин земли. И как же построить счастливую семейную жизнь во Христе? Библейское слово дает много указаний, которые сводятся к тому, чтобы жены были кроткими, послушными и приветливыми, а мужчины любили своих жен, которые стараются украситься для них добродетелями по заповеди Божией.

[14] МИДА́ КЕНЕ́ГД МИДА́ = «мера соответственна мере». «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Матф.7:1-3).

[15] По Его человеческой природе.

[16] Иоанн Златоуст так толкует этот стих: «Что значит: «должное благорасположение»? Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа… Потому и называет это дело должным, чтобы показать, что никто (из супругов) не властен над собой, но – рабы друг друга. Итак, когда ты видишь, что блудница искушает тебя, ты скажи: мое тело принадлежит не мне, а жене. То же пусть говорит и жена покушающимся нарушить ее целомудрие: мое тело принадлежит не мне, а мужу».

[17] «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей… Таков ли тот пост, который Я избрал?» (Ис.58:3-4)

[18] «Воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство» (Иоанн Златоуст). Может быть, с некоторой натяжкой, но слова пророка Исайи 58:3-7 о посте можно истолковать в нравственном смысле о супружеских разногласиях в семье. «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других». Один из супругов лишая другого близости против его воли, требует нести тяжкий труд и бремя воздержания во время поста. «От единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:7). Упоминание о «единокровном» можно понимать как: «И от единокровного (мужа или жены), не нужно удаляться без его согласия, во время поста». «От единокровного твоего не укрывайся».

[19] «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:32). «И кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мар.10:11,12).

[20] Но если неверующий без позволительной причины все же «хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны» (1Кор.7:15).

[21] Современные люди считают также, что лучше не женится, но пребывают не в девстве, как некоторые из говоривших апостолов, а живут в грехе любодейства и прелюбодеяния, меняя своих сожителей и не оформляя официально свой брак.

[22] «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7.32-33).

[23] Любовью украшается созданный Богом мир. Бог святится добрыми делами людей и любовью, потому что, Сам есть Любовь. И устами бен Сираха, Премудрость Божия говорит: «Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это – единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою» (Сир. 26:1,2).

 


Назад к списку