ЦАРСТВО БОЖИЕ И СЕМЬЯ
У некоторых христиан есть предрассудок, что семейные люди не могут стяжать Дух Святой, считая, что это только удел монахов подвижников. Но к кому тогда была проповедь Иисуса Христа и его апостолов? И так ли уж категорично может воспрепятствовать обременение семьей человеку стяжать Дух Божий.
Соединение в брачное общение мужчины и женщины, это воля Творца, которая излилась в благословении первых людей. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1.27,28). Род человеческий со времен Адама умножается и наполняет землю. Мы призваны к Жизни вечной, которая как дар будет дарована прошедшим испытания в жизни временной. Если святой Серафим Саровский определял цель христианской жизни как стяжание Духа Святого – приобретение Царства Божьего, то исходя из этого, цель христианской семейной жизни, должна заключаться в том, чтобы и потомство которое дает нам Бог, возрастить в Духе Святом. Чтобы и дети наши были причастниками Духа Божьего и Жизни вечной. Вот куда должны стремиться заботы родителей о своих детях.
Спасаться, убегая от опасностей и врагов, всегда удобней одному. Когда есть кроме тебя тот, о котором нужно позаботиться, спасение становится более затруднительным. Но иногда и от того, что ты не один, бывают преимущества и польза. Господь сотворил жену не как обузу своему мужу, но как помощницу. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. (Быт. 2.18).
В задуманной гармонии Божией должны быть любовь и мир. Вселенная Творца иерархична, но иерархия Божия построена на любви. Христос учит нас Царствию Божьему. Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий (Лк. 22.25-27), и Больший из вас да будет вам слуга (Мф. 23.11). И в семейной жизни женщина сотворенная помощницей подчинена мужу своему. Она в послушании ему, но муж ответственен за ту, которая ему повинуется. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5.21). Муж поставлен главой не только над своей женой, но и над детьми, рождающимися у него. Отношения этой семейной иерархии освящены примером Церкви и Христа. Поэтому семья – называется в христианстве малой Церковью[1].
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (Еф. 5.22). В Ветхозаветной книге Песнь Песней[2], описывается на земном примере любви жениха и невесты, единение Бога и человеческой души и Соединение Христа со своей Церковью. Красивы и поэтичны слова, которые воспел Соломон Духом Святым. Для плотского разума это только брачный стих, свадебная песня. Но для того, кто видит исполнение Царства Небесного пришедшего в силе в воскресении Христовом, это песнь единения с Господом, Который возлюбил Церковь Свою. Душа исполненного Духом верующего человека и Церковь Божия с радостью могут воспеть: «Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь» (Песн. 2.4).
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Все во вселенной должно быть построено на любви. Во-первых, любовь есть исполнение закона (Рим. 13.10). Во-вторых, любовь, есть совокупность совершенства (Кол. 3.14). Муж и глава семьи уподобляется в своей семье, главе всей Церкви – Христу. А так как любовь Христова совершенна к Своей Церкви, мужья должны духом и делами показать себя в исполнении этого образа в собственной «малой церкви», в своей семье. Настоящая любовь не ищет своего (1Кор. 13.5). Любящий ищет пользы того, кого любит. Это как родительская любовь, которая отдает себя для того, чтобы созидать жизнь своего ребенка. Любящий заботится о всех нуждах того, кого любит. От самого главного, о духовной безопасности и духовного совершенства, до телесного[3] благополучия. Если родители берегут временную жизнь своих чад, то насколько важнее думать о вечном спасении и вечном блаженстве. Семья это единый организм, сопряженный любовью. И даже физиологически, семья, это одно целое. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Это древний первоначальный закон соединения в одну плоть, который установил Творец для людей. Соединение не только эмоциональное или идеологическое для одной цели, но онтологическое, реальное для всего телесного естества человека. Почему и запрещен блуд тела, так как совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. (1Кор. 6.16). Это противоестественно когда в одно тело смешиваются не супруги, а блудники. Когда не двое в одну плоть, а трое, четверо или семеро. Ведь у блудницы есть еще не мало тех, кто стал одной плотью с ней. И согрешающий блудом с такой блудницей становится одним телом и с теми, кто прилепился к ней по плоти. В вавилонских капищах были культовые блудницы, которые прилагали к идольскому нечестию новых «прихожан» через плотское соединение в своей плоти. Сатанинские нео-культы имеют в себе тот же «механизм» введения в свой круг новых членов дьяволопоклонников. Кстати сказать, что Бог, через пророков Своих, именно образом прелюбодейной жены обличал еврейский народ в том, что он оставлял веру в Единого Творца и покланялся идолам.
Женщине Богом определен один муж, как и Церкви один Господь. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Связь, микро[4] и макро[5] церквей, в словах апостола, очевидна. Любовь мужа главы семьи и послушание жены и детей, есть этот образ, который должен исполниться, в каждой христианской семье[6].
Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. Этим стихом заканчивается пятая глава к Ефесянам, и чтение послания на таинстве венчания. Бывает что новобрачные, в частности невесты, приходят в недоумение, когда на распев и протяжно заканчивается чтение послания словами, «а жена да боится своего му-у-жа». Недопонимание слов о страхе перед мужем, есть пробел в воспитании светского поколения, молодых девушек и парней. Не панический страх перед мужем заповедан жене, а страх нарушить мирность его души, страх обидеть своими капризами и неуважением, нарушить семейный мир. Ведь апостол когда говорил о исполнении Духом, заповедовал нам повиноваться друг другу в страхе Божием. Страх Божий, который есть начало мудрости[7] – это то ограничение, которое нам препятствует нарушать заповеди Творца. Ради исполнения заповедей мы должны ограничивать свои эмоции и чувства, что бы не впасть в грехи. Угождение в новоначалии начинается со страха. Это период раба. Но добрый раб становится любимым сыном – он всыновляется Богу. И страх изгоняется любовью, как пишет апостол Иоанн. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1Иоан. 4.18). Это в отношении Церкви и Господа, но применимо и к малой церкви. Если жена, уважая мужа, боится обидеть его, боится потерять его, значит и любовь ее вскоре будет совершенной. Воспитанные в «лучших» феминистических традициях современности[8] девушки, не признают богоустановленную властью мужчины, чем собирают на себя скорбь своего одиночества. Гордыня и непокорность. Они, мечтая о равноправии, взваливают непосильный груз мужских забот на свои женские плечи и падают от невыносимого бремени. Стараются быть жесткими как мужи, и теряют то, чем должны смягчать их супругов. Взаимные претензии и укоры. Непонимание и обиды. Все это, больше и больше разделяет самых близких, и родных людей в этой вселенной – мужа и жену, увеличивая их противление друг другу. Как во всем мире, так и в семье по причине умножения беззакония, во многих охладевает любовь. (Мф. 24.12). Женщины не хотят подчиняться,[9] а хотят главенства и власти в семье, мужчины не хотят заботиться и любить свои семьи. Этими «не хотениями», муж и жена постоянно бьют друг друга. Они не желают исполнить то, что требует от них Бог. В этом противостоянии не будет разрешения ситуации, и не наступит улучшения, если вдруг кто-то не вырастет духовно, и не перестанет умножать беззакония. Никак по другому, это не решить, кроме как по духовному. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (Гал. 6.1,2). Кто более духовен, кто считает себя более правым, должен и начинать «мирные переговоры». В первую очередь он должен выполнять все свои обязанности, не взирая, что другой пока и не думает исправляться. Нести бремя ближнего на себе, в духе кротости, духовному придется. Но эти труды вознаградятся.
В наше время в Церкви больше жен христианок, чем мужчин христиан. Большинство из женщин недовольны своими супругами, по причине неверия, невнимания и вредных привычек последних. Женщина, как правило, заступает на место учителя и представителя «полиции нравов», поучая и наказывая своего мужа. Все более и более утверждаясь в роли главы семьи, женщина преследуя, казалось бы благую цель, сама губит последнее что осталось от любви в ее семье. Для мужчины противоестественно быть под началом у женщины[10]. Это приближает катастрофу семейных отношений. Оправдания своих действий, женщины надзиратели и женщины «учителя», основывают на том, что повиноваться безбожнику[11], или пьянице[12] это не по христиански. Но оправдывая себя так, они глубоко заблуждаются. Апостол Петр писал христианкам, у которых мужья не принимали веру во Христа, а оставались идолопоклонниками, о том, что и таковых можно «приобрести» для Бога. Но не нравоучениями в жестких обличениях, не в ультиматумах и бойкотах, но в кротости и молчаливости духа. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были… Да будет украшением вашим сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1Пет. 3.1-4). Апостол учит духовных христианок приобретать своих супругов для Бога и для себя, не просто в кротости и молчаливости, что является очень даже действенным способом покорить[13] мужское противление и нелюбовь, но говорит о кротости и молчаливости духа. Это оценит не только муж, но и Сам Господь[14]. Ведь «молчать» можно так красноречиво, что без слов будет высказано любое негодование, а образ обиженной «кротости» может месяцами молчаливо отворачивать лицо, показывая лишь только оскорбленную спину. Кротость и молчаливость духа, это когда не только уста, но даже сама душа, сам ум не препирается в негодовании с ближним. Когда мир духовного человека явен для всех окружающих, тогда узнается настоящий христианин. И тогда мужья увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1Пет. 3.2). Это чистое и богобоязненное житие не выражается в «фарисейском» делании, которое не любит, а только обличает. Оно в том, что мы духовные должны исправлять других не в раздражительных криках, а в духе кротости, наблюдая каждый за собою, как и подсказал нам апостол.
Так же мужьям духовным, у которых не духовные супруги, ап. Петр делает назидание. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство (1Пет. 3.7-10). Если мужья, имеют духовность выше своих жен, то сами должны быть примером христианского миролюбия. Взаимоотношения между супругами в семье есть показатель духовного состояния мужа и его лакмус на то, в чем Бог хочет его переменить и в чем сделать лучше.
Раввины толкуя стих Слова Творца; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2.18), видят некую двойственность в слове кенегдо = соответственно. Это слово допускает два понимания: 1) соответствующий, в значении «дополняющий» - «стоящий рядом»; 2) противоположность, «стоящий напротив». И по двойственности слова понимают так смысл слов Бога: что если Иш (муж) достоин, то жена ему помощница дополняющая, если не достоин муж, то Иша (жена), помощница против него – помощница противнику человека - сатане. И как замечено в Мидраше на книгу Бытия, Хава (Ева) может стать Хивьей (хивья = змея) мужу своему.
Есть комментарий стиха из Притчей Соломона: Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку (Прит. 27.19). По поведению жены видно, как муж к ней относится и каковы взаимоотношения у мужа с Богом. Т.е. на примере жены Бог как в зеркальном отражении воды, показывает в увеличенном виде то, что мужу нужно изменить в себе. Это очень близко к традиционному иудейскому пониманию закона «мера соответственно мере».[15] Бог показывает отражение самого мужа в его жене для исправления самого мужа. Когда-то Христос повторил слова пророка Михея: враги человеку - домашние его (Мих. 7.6) И если жена «против него», то после того как муж начнет менять себя ступив на путь жизни в Боге, жена станет помощницей соответственно своему мужу. Врага, обратит Господь в друга. Ведь сказано: Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним (Прит. 16.7).
Мужья обязаны благоразумно взращивать христианский дух в своей семье. В кротости учить и объяснять то, что угодно Богу. Своим раздражением не отталкивать от Истины, ни жен, ни детей. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6.4). Если сам муж понимает, что он по заповеди Божией есть глава семьи, и конечно же своей жены, то нельзя забывать ему о том, что и у главы есть обязанности. И как у любого начальника, эти обязанности, превышают обязанности подчиненных ему. Хочет муж пользоваться правом главы, тогда он должен смотреть на совершенный пример, и быть подобным своему главе – Христу. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу[16] глава - Бог (1Кор. 11.3). Эта вселенская иерархия несет мир и благоволение Божие. Муж, как духовный глава своей малой церкви, должен иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2.5).
Сатана ненавидит не только Церковь – верующих христиан, но он злобствует и пытается разрушить и малую церковь – семью. Даже в христианских семьях порой разворачивается противостояние супругов, в котором любовь совсем исчезает. Какая-то из сторон, решает по каким-либо своим оправданиям, отсечь своего самого близкого человека от своей плоти. Наступает противоестественный период семейной жизни, когда муж или жена становятся таковыми лишь по названию. Чаще всего страдают «наказанные» этим отсечением мужчины. В собственных глазах, для такой жены христианки, это не грех, а порой даже добродетель, если она стала считать себя воздерженницей. Она оправдывает себя тем, что живет по духу, а заодно и воспитывает непутевого супруга. Но горе такой семье. Подобное «воздержание» ввергнет обоих в грех блуда и нечистоты, распрей и ненависти. Тут и «лишенный» может предаться, не законному общению с супругой, а нечистой блудной страсти. И «воздерженница» понесет на себе и грех мужа, и сугубый грех за противление мужу. Та, которая отцеживала комара, проглотит верблюда. Апостол Павел увещевает супругов. Муж оказывай жене должное благорасположение[17]; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга[18], разве по согласию[19], на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1Кор. 7.3-5).
Как же мы, исполнимся Святым Духом? Как будем просить Его посетить нас, если немирность наших семейных взаимоотношений не прекращается?
Если в семье есть хотя бы один «духовный», вся ответственность по заключению мира на нем. Такой христианин может даже не обольщать себя, что он угодит Богу своей верой без мира в своей семье. Иисус Христос сказал нам. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13. 34-35). Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1Иоан. 4.8). Супруги, по духовной слепоте, в своей ссоре, могут как ни в чем не бывало, молиться, быть на причастии Святых Тайн. Это ли не «фарисейство»? Это ли не противление словам и духу Нового Завета? Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5.23-24). Ведь нам сказано, гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу (Еф. 4.26,27). Как можем мы, долгими днями быть в разногласии. Как отвернув согласие в единой плоти, как можем мы разрывать тело единого организма – нашей семьи?
Христианам не должно обольщать себя той мыслью, что лучше подать на развод, чем так жить. Не нужно к одним грехам прилагать еще более тяжкие грехи. Слова Христа не допускают оправдания развода, как кроме причины прелюбодеяния одного из супругов. Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5.32). И кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк. 10.11,12). Горечь разрушения единого целого – семьи, это яд, который грехом отравляет виновных в этом. Для сохранения семьи нужно много потерпеть, постараться. Соединен ли ты с женой? не ищи развода (1Кор. 7.27). А женщина, прежде всего, если является инициатором развода, должна подумать, сможет ли она по слову Писания, остаться одинокой, чтобы не быть виновной в прелюбодеянии. Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должно оставаться безбрачною или примириться с мужем своим - и мужу не оставлять жены своей[20] (1Кор. 7,10-11). Ученики Христовы, видя такую великую ответственность за семейные отношения воскликнули: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.[21] Т.е. оставаться в девстве. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19.10-12). Христос сказал и показал, что кроме брачных благодатных отношений есть путь, еще более высокий, который некоторые, очень малочисленные, могут избрать ради Царствия Божьего, ради совершенства в Царстве Благодати. Не многие вместят слово сие. Но только те, кто исполнен Духом Божьим. Исполнен настолько, что плод духа – воздержание, так велик, что человеку брачная жизнь по плоти не нужна. И кто может вместить такую благодать, да вместит. Но вмещают немногие. И в ангельском числе есть ангелы, на которых непосредственно почивает Бог. Они передают ведение тайн Божиих, более низшим чинам ангельской иерархии. Ведь и дары Божии не всем даются, но тем, кто может вместить. Как в притче о талантах. Одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе (Мф. 25.15).
С одной стороны, совершенство Царства Благодати в безбрачии и нестяжании, только для избранных. С другой стороны, угодный баланс плоти и духа, человеку удобнее исполнить в семейном состоянии. Но апостол Павел жалеет семейных, по трудности забот, на которые тратит человек в браке все свои силы. Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль (1Кор. 7.28). Он имеет сожаление, что скорби по плоти, могут стать скорбями по духу, когда заботы[22] и проблемы семейного быта могут поглотить всего человека. В такой поглощенности путь Царства Небесного может периодически забываться, или быть забытым навсегда. Поэтому важно, с самого начала, соединять свою жизнь с жизнью верующего христианина. Что бы вместе, единым целым, жить ради Царствия Божьего, не по плоти только, но и по Духу, воспитывая своих детей примером собственной жизни.
Находящимся в браке супругам, нужно понимать, что без повиновения друг другу в страхе Божием, без мира семейного, без любви, порознь, не единым целым, но вместе, они будут все дальше и дальше удалять от себя Царство Божие, которое внутри нас быть должно. Христианская семья это малая церковь, которая, если в ней все, так как заповедал Бог, является достойной единицей во вселенском числе Церкви Божией. Семья, это прообраз Церкви Христовой, которая есть Тело Его. И если в малой церкви христиане исполнены Духом и имеют мирное устроение и добрые взаимоотношения, построенные на настоящей любви, то и в Церкви Христовой среди верующих и святых они будут иметь совершенную любовь в Духе Святом[23]. Великое начинается в малом. А верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк.16.10). Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5.48).
[1] Церковь от слова «циркус» - что значит круг, окружность. Т.е. это то, что ограждает, собирает в круг, сплочение, соединение. Это тот круг хоровода, о котором пророчествовал Иеремия. Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся (Иер. 31.4).
[2] Обстоятельное и подробнейшее толкование смыслов этой книги можно прочитать в богословском труде отца Геннадия Фаста «Толкование на книгу Песнь Песней».
[3] Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1Тим. 5.8).
[4] Малая церковь - семья
[5] Вселенская Церковь – Тело Христово, которое есть мы.
[6] Иудеи говорят: «Если мужчина и женщина достойны, то между ними пребывает Шхина (Божественное присутствие), а если нет – всепожирающий огонь». Они приводят такое объяснение своих мыслей, сообразуя семью и Бога. «В слове иш — мужчина — есть буква юд, которой нет в слове иша; а в слове иша — женщина — есть буква эй, которой нет в слове иш; объединившись, они составляют имя Бога. Если муж и жена удостоились (т.е. живут правильной семейной жизнью), то Шхина — между ними. Другими словами, Божественное присутствие в их семье ощущается так, как оно ощущалось в Иерусалимском Храме. Семья становится святилищем, средоточием гармонии, излучающим свет на всех окружающих. Но что для этого нужно сделать, как этого удостоиться? Очевидно, следует сделать то, что делалось в Храме. Там приносились жертвоприношения, корбанот. Слово корбан, жертвоприношение, происходит от слова кирев, приблизить. Во времена Храма, тот, кто хотел приблизиться к Богу, должен был взять что-то из своего и отдать Ему, — в этом смысл жертвоприношения. То же самое в семье: если супруги умеют давать друг другу, придет любовь, и семья превратиться в малый храм. «Но если не удостоились — огонь пожирает их». Уберите из слов иш и иша буквы юд и эй — останется эш, огонь».
[7] Притч. 1.7
[8] Девочки воспитываются «принцессами», которые привыкли повелевать, а не исполнять. Мировоззрение того, что муж для жены, а не наоборот, прочно вошло в светское воспитание. Но ап. Павел сказал: Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. И чтобы наступила гармония, которая может быть только в любви, добавил: впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. (1Кор. 11.8-11) Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Благодать на благодать — жена стыдливая. (Сир.27. 17,18)
[9] Неподчинение мужу, это противоестественная жизненная позиция некоторых женщин. Такой брак не устоит. Противление воле мужа, постоянные упрёки и своеволие, разрушают то, что должно быть нерасторжимо. Сварливая жена - сточная труба (Прит. 19.13). Кто же будет иметь желание жить у канализационного стока с вытекающими нечистотами. Как считал Соломон, лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме (Прит. 25.24). В иудее, судя по Соломону и бен Сираху, тоже были злые жены, и как правило, злая жена (непокорная) это наказание от Бога. А мудрая жена, это дар Господа. (Сир. 27.3; 27.17). В религиозной среде ветхозаветных иудеев, если жена главенствовала над мужем, если была непокорна и зла, это всегда считалось необычным, противоестественным и недопустимым. В атеистическом обществе свободы, равенства и братства, эта противоестественность - норма. У иудеев, как правило, такие властные и непокорные жены получали законное разводное письмо и были презираемы в народе. Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем (Сир. 26.24). Не давай воде выхода, ни злой жене — власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей (Сир. 26.28,29). Поэтому боясь развода и одиночества, женщины всегда смиряли себя, повинуясь словам Священного Писания. Неисправимых же, мужья отсекали от плоти своей. Как правило, это был развод или временное прекращение супружеского общения. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками (Прит. 14.1). Сейчас, к разводу и повторному браку, по причине безрелигиозности, современные женщины относятся «проще», попуская в своем характере и поведении главенствовать тому, чему не место в женской душе.
[10] Апостол Павел не просто говорит, но повелевает женам. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии (1Тим. 2.11,12). И старицам, почетным вдовица указывает учить молодых женщин повиновению мужьям. Чтобы старицы ..., учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей (Тит. 2.3,4).
[11] Бывают случаи, когда женщина под видом что ее муж не верующий желает развестись, на что апостол говорит: жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1Кор. 7.12-14).
[12] Но ведь когда-то, он не был пьяницей. И если не от хороших взаимоотношений он утешал и успокаивал себя спиртным, то не должны ли жены покаявшись проявить смирение и покорность тому, кого должны были бояться, все эти годы.
[13] Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость (Прит. 25.15).
[14] По слову, премудрого бен Сираха, мужу настолько любезна приветливость и кротость жены, что он уподобляется блаженному счастливому ангельскому существу, когда видит свою жену украшенной этими добродетелями. Если есть на языке жены приветливость и кротость, то муж ее выходит из ряда сынов человеческих (Сир. 37.25). Или по-славянски нёсть мyжъ є3S т0ченъ сынHмъ человёчєскимъ. Т.е муж ее не похож ни суровостью, ни агрессией на обычных мужчин земли. И как же построить счастливую семейную жизнь во Христе? Библейское слово дает много указаний, которые сводятся к тому, чтобы жены были кроткими, послушными и приветливыми, а мужчины любили своих жен, которые стараются украситься для них добродетелями, по заповеди Божией.
[15] Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7.1-3)
[16] По Его человеческому естеству.
[17] Иоанн Златоуст так толкует этот стих. Что значит: "должное благорасположение"? Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа… Потому и называет это дело должным, чтобы показать, что никто (из супругов) не властен над собой, но – рабы друг друга. Итак, когда ты видишь, что блудница искушает тебя, ты скажи: мое тело принадлежит не мне, а жене. То же пусть говорит и жена покушающимся нарушить ее целомудрие: мое тело принадлежит не мне, а мужу.
[18] Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей… Таков ли тот пост, который Я избрал? (Ис.58)
[19] Воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. (Свт. Иоанн Златоуст). Может быть, с некоторой натяжкой, но слова пророка Исайи (58 гл 3 и 7 стихи) о посте можно истолковать в нравственном смысле о супружеских разногласиях в семье. Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Один из супругов лишая другого близости против его воли, требует нести тяжкий труд и бремя воздержания во время поста. От единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58.7). Стих о единокровном – имеется в виду родной по крови (родственник или единоплеменник или как в переводе с септуагинты «от свойственных племени твоего»), можно понимать в другом смысле. Прямой смысл, не отказывай в помощи бедному брату твоему. А в другом смысле (с намеренной, но полезной натяжкой толкования), единокровный это близкий кровный родственник супруг. В русском переводе можно понимать единокровного, как живущий под одним кровом, под одной крышей. И от единокровного (мужа), не нужно удаляться без его согласия, во время поста. От единокровного твоего не укрывайся.
[20] Но если неверующий без позволительной причины все же хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны (1Кор. 7.15).
[21] Современные люди считают также, что лучше не женится, но пребывают не в девстве как некоторые из говоривших апостолов, а живут в грехе любодейства и прелюбодеяния, меняя своих сожителей, и не оформляя официально свой брак.
[22] А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1Кор. 7.32-33).
[23] Любовью украшается созданный Богом мир. Бог святится добрыми делами людей и любовью, потому что, Сам есть Любовь. И устами бен Сираха, Премудрость Божия говорит: Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это — единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою (Сир. 26.1,2).