ПЛОДЫ ДУХА: КРОТОСТЬ И БЛАГОСТЬ
Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (1Пет. 5.5)
Кротость.
Если, по апостолу Петру, в воздержании мы должны показать терпение, то по Иоанну Лествичнику, кротость — есть утверждение терпения.
Кротость и смирение это то, что отличает каждого святого от людей мира сего.
Кротость любезна всем и людям и Богу. Кротким, обещано наследовать новую землю Царства Славы. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. (Мф. 5.5) Святой Василий Великий говорит: «Земля - Небесный Иерусалим, она не бывает добычей состязающихся и борющихся, но представлена в наследие долготерпеливым и кротким».
Кротость это украшение человека. Кротким был Моисей[1] вождь и пророк еврейского народа. Кротким становится всякий, кого коснулась благодать Божия.
Исполнение Духом невозможно без смирения и кротости. Путь стяжания Духа Божия должен проходить по долине смирения. И только пройдя долиной смирения[2] можно достичь Божественной горы, вершина которой называется Любовь.
Только на фундаменте смирения, возможно построить хранилище для плодов духа. Только на основании смирения святые плоды будут в целости. Смирение как консервант, как соль, которая не дает пище пропасть. Смирение это парадная дверь для входа даров Святого Духа. Царь входит царскими вратами, вор же и злоумышленник приходит задним входом – гордостью и тщеславием. Как говорила игуменья Усть-Медведицкого монастыря Арсения: «Смирение есть единственное состояние духа, через которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным помышлениям».
Как быть кротким, что есть кротость, и так ли важно быть кротким и иметь это свойство в своей жизни?
Кротость Божественна. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Смирение есть одеяние Божества: в него облеклось вочеловечившееся Слово и через него приобщилось нам в теле нашем. И всякий, облеченный в смирение, уподобляется нисшедшему с высоты Своей» Сам Господь Иисус Христос призывает нас. Придите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф. 11.28) И если смирение есть свойство Христа, то вместе со смирением, Он, Сам вселяется в христианина. Смирение ненавистно дьяволу как свойство Богочеловека Иисуса Христа. Сатана не выносит смирение также, как не выносит и Крест Христов, на который Спаситель смиренно взошел, раздавив своей смертью главу древнего змея[3]. В душе человека, только тогда изобразится Христос (Гал. 4,19), только тогда начнутся те же чувствования что и во Христе[4], когда смирение и кротость будут плодом духовной жизни человека[5].
Что нужно для приобретения кротости и смирения? Святые, вникающие в себя и видящие душу свою через призму Духа Святого, тонко подмечали все недостатки своего духовного состояния, и видели удобнейший путь для спасения своей души. Из нравственно-аскетических наставлений преподобных, мы можем видеть, что смирению и кротости, которых может и не быть от рождения у человека, должны предшествовать смиренномыслие, или по другому, смиренномудрие. Епископ Игнатий Брянчанинов говорит: «Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный всецело из Евангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию. По мере упражнения в смиренномудрии, душа приобретает смирение, потому что состояние сердца всегда зависит от мыслей, усвоившихся уму».
Т.е. человек должен свой ум принуждать к мыслям, которые противоречат помыслам гордости и тщеславия. Человек должен вместо прославляющих себя самого помыслов, думать о том, что все, что он имеет, делает, и даже желает сделать, все это далеко от совершенства и не достойно похвалы Бога. Должен разумом признать, что без помощи Божией, он не то что смог бы сделать, что-то хорошее, но напротив, упал бы во множество зол и грехов, противных Творцу. Если человек не имеет такого смиренномудрия, и где-то в глубине своего сознания хвалит себя, считает, что достоин похвалы, и что делает это благодаря своим способностям и силам, то наверняка таковой познает силу искушений, которых понести не сможет, и которые покажут ему, что его собственные силы ничтожны. Только после падений в обессиленном состоянии человек начинает понимать, что глубоко обманывался собственным самонадеянием, гордостью и тщеславием. Богу ненавистна гордость. Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (1Пет. 5.5) Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс. 50.19) Никакой самонадеянный гордец не получит благодати Духа Святого, пока не прогонит богопротивные мысли смиренномудрием. Апостол Павел в послании к Колосянам заповедует облечься в смиренномудрие. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в… смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3.12) (1Пет. 5.5) Помыслы плотские, помыслы ветхого человека лишенного святости, это помыслы гордости. Тщеславие и гордость это те помыслы, которые никогда не дадут человеку жить по духу. Смиренномудрие же, это образ мыслей, который обвиняет и критикует человека во всех его поступках и мыслях. Эта та увеличительная линза, которая помогает различить многочисленные дефекты на нашем человеческом естестве внешнего и внутреннего человека. Смиренномудрие, как контролер готовой продукции, отбраковывает не доброкачественные изделия. Оно как добросовестный врач проводящий обследование организма и обязательно находящий заболевания. Апостол, заповедует облечься в смиренномудрие, от которого происходит кротость. А кроткий всегда долготерпелив.[6] Он винит не других, а себя. Кротостью смиренного, как сказал Иоанн Синайский, утверждается долготерпение.
Мы должны искать своего смирения. В этом смиренномудрие. Смиренномудрый человек всегда отгоняет те помыслы, которые возвеличивают и превозносят его. Смиренномудрый всегда отгоняет помыслы, унижающие других. Смиренномудрый человек боится потерять памятование своего несовершенства, он боится в своих мыслях превознестись над ближним, и тем более, над Богом, подумав, что все благое совершается собственными силами. При постоянном труде и усилиях в смиренномудренных помышлениях, в насильственном смирении нашего ума, будет возрастать и сама добродетель смирения[7]. Чтобы приобрести смирение, нужно понуждать себя к смиренным мыслям и чувствам, заставлять себя проявлять и внешним образом смиренные чувства своей души. В этом помогает прославление Творца, размышление с благодарением над великими делами Его Промысла, и конечно же, воспоминание нашей вины за то зло, которое мы, когда то сделали в своей жизни.
Проявление смиренномудрия и смирения во внешнем облике человека, развитого добродетельной душой, можно назвать кротостью. Кротость это видимый образ, невидимых смиренных помыслов, это естественное выражение смирения. Смирение проявляется видимым для других образом в кротости человека. Кротость ваша да будет известна всем человекам. (Фил. 4.5) Смиренный человек опознается по кротости, т.е. по тому образу внешних действий, которые пронизаны смирением. Действие смирения заметно для всех. Заметно оно потому, что дух человека преображается смирением, а когда дух преображается, то и вся внешность его преображается, все слова и дела украшаются кротостью и смирением.
Без смирения не может быть истинной кротости. Без смирения может быть только лжекротость, мнимая кротость. Как и в случае с любой добродетелью и любым проявлением плода духа, кротость и смирение могут имитироваться людьми лицемерными. Мнимая кротость — это поддельное, лицемерное, напускное смирение.
Некто сказал: «Когда есть смирение в человеке без труда развиваются и другие добродетели. Но если смирения нет, то добродетели перестают быть добродетелями угодными Богу. Без смирения святость переходит в прелесть, и все подвиги совершаются ради тщеславия». Это страшное состояние лишает человека тех плодов, которые он мог бы получить от Бога в горнем мире. В состоянии прельщения человек получает свою награду здесь, в этой жизни в виде собственной или чужой похвалы лишаясь награды в вечности. Поэтому смиренные наученные Христом, всегда говорят: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лк. 17.10).
Есть мнение, что внешнее делание и внешний вид благочестия, воспитывают внутреннее и духовное. Но на собственном опыте я знаю, что такая мысль и дела приводят к заблуждению, духовному лицемерию и пустоте, в которой нет Духа. Во внешнем человеке Дух Святой не творит Себе обитель. Воспитание нашего внутреннего человека только внешним деланием не преображает его, а воспитывает еще одного, нового фарисея. Без внутреннего, не будет и внешнего. Христос настаивал на том, что вначале должно быть внутреннее очищение, воспитание и делание, которое отобразится уже и во внешнем. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. (Мф. 23.26). Лучше пусть наши добродетели по их несовершенству не будут видны другим, чем добродетель будет искусственной и поддельной. Это как, для жаждущего человека, декоративный графин с пластмассовой водой. Такой внешней «праведностью» имя Божие святиться не будет. Все это прямым образом относится и к смирению. Смиренномудрие подразумевает обучение себя смирению. И оно подразумевает мысленное упражнение для ума и сердца. Мыслить, мудрствовать и рассуждать смиренно. А если смиренномудрие будет заключаться большей частью в том, что мы везде впопад и невпопад будем «исповедовать» себя великими грешниками и грешницами, прилюдно ругать себя, и принимать вид напускной кротости, (которая в свою очередь, не умеет стерпеть даже и малейшей обиды), то ничем лучшим как лицемерием это «смиренномудрие» не назовешь. Апостол предупреждал о том, что в последние времена лицемерие будет одним из страшнейших недугов христиан, которые будут иметь вид благочестия, силы же его отрекаться.[8] (2Тим. 3.5)
Лицемерие, это когда человек показывает добродетель не такой, какой она есть в нем на самом деле. Лицемерие приукрашает себя, маскирует недостатки и пороки, пытаясь убедить других в своей праведности. Лицемерие это ложь и обман. Обман других, и обман себя, который доводит человека до того, что он и сам начинает думать о себе лучше, чем есть на самом деле.
Смирение показывает человеку себя самого и его праведность такими, какими видит их Бог. А что есть пред Господом Богом наша праведность? Она пред Ним не такова, какова в глазах наших. У пророка Исайи написано: Вся праведность наша - как запачканная одежда. (Ис. 64.6)
Как есть любовь к Богу, и есть любовь к ближнему, так есть смирение пред Богом, и есть смирение перед ближним[9]. Но как любовь к Богу невозможна без любви к ближнему, так и смирение перед Богом невозможно без смирения перед людьми. Кроткой и смиреной душе, сама кротость диктует заповедь, не делать другим того, чего не хочешь себе. (Деян. 15.20). Это относится не только к делам , но и к словам и чувствам. Поэтому, некто замечательно сказал: «Кротость — есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Особенные действия Христианской кротости состоят в том, чтобы не роптать не только на Бога, но и на людей, когда происходит что-либо противное нашим желаниям, не предаваться гневу, не превозноситься».
Превозношение над другими людьми, в мыслях или действиях, это не путь пребывания в Духе. Христос показывал своим ученикам заблуждение и зло превозношения над другими. Из благодатных евангельских слов мы учимся тому, что путь христианина, это путь смирения. И мало того, в Царстве Небесном смирение превозносит человека[10]. А всю пагубность превозношения показал нам Христос, в Своих притчах о занимающих первые места, и мытаре и фарисее.[11] Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк. 18.14).
Иисус Христос говорил, что те, которые не станут подобны малым детям, не войдут в Царство Благодати – Царство Небесное. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. (Мф. 18.1-4) Нам нужно умалится для того, чтобы быть в Царстве, где Царствует Бог. Умалиться – значит стать маленькими. В славянском переводе «иже убо смирится яко отроча сие, тот есть болий во Царствии Небеснем». Почему Христом приведен в пример маленький ребенок? Потому что, малое чадо не думает о себе высоко. Он чист от превозношения пока греховные страсти не взойдут во взрослеющее сердце. Малый ребенок всегда знает, что он слаб и беспомощен. В своих помышлениях он смирен, а в глазах других, он кроток[12].
Нам оставлено предупреждение от Спасителя, чтобы не превозноситься над людьми. Тем более, над смиренными и кроткими, которые подобны малым детям. После слов о призыве «будьте как дети», Христос сказал. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. (Мф. 18.10) Славные Ангелы Божии, постоянно приносят славу Небесному Царю и Владыке. Они служат и роду человеческому своей помощью, заботой и молитвами о нашем вечном спасении. Презирая убогих, униженных, бедных и превозносясь над ними, человек, превозносится над любовью и заботами Ангельских сил, которые радеют о порученных им людях. Им ненавистен грех и беззакония грешников. Но и грешниками Ангелы Божии не гнушаются до времени, пока есть надежда на их исправление. Они всем, чем могут, помогают спасению душ людей. И по слову Христа, великая бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. (Лк. 15.10) Святые Ангелы в противовес клеветникам на души человеческие, желают продления времени для покаяния грешников. Неужели мы будем презирать, и превозносится над теми, о ком заботятся и кого любят Ангелы Божии. Дьявол и его темная свита ненавидят род человеческий. Они презирают и превозносятся над людьми. И видя в человеке презрение, превозношение и ненависть над своим собратом, они видят в гордеце то своё, что роднит его с ними, то, что достойно осуждения, и то, что отличает грешника от святого. Грех, а особенно гордость, дает сатане и всем нечистым духам власть и дерзновение против человека. В презрении и гордости человек злословит других. И как говорят иудеи, то эти слова злословия, становятся набором слов дерзновенного обличения и клеветы падших ангелов, против, злословящего своих ближних. Напротив же, смирение и кротость человека, не дает сатане открыть рот, для осуждения и клеветы на смиренного. Есть известный случай из жизни преподобного Антония Великого. Когда святой Антоний увидел в открывшемся видении распростертыми все сети дьявола, которые уловляли людей, он в скорби спросил Бога: «Кто же избегает их?» Ему был ответ: «Смирение избегает их, они даже не прикасаются ему». Сатана не имеет силы над кротостью, он не имеет дерзновения обвинять кротких. Смиренный и кроткий не судит другого, и сам не осуждается.
Но мы из Писания видим, что апостол Павел говорит, о возможности исправления и обличения согрешающих. И даже повелевает это делать. Как же мы можем это исполнить, чтобы не впасть в грех гордости? Апостол заповедует живущим по духу, а не по плоти, исправлять согрешающих в духе кротости. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. (Гал. 6.1) Обличение с возмущением негодованием, это обличение, как правило, с превозношением и осуждением. Чтобы была польза в исправлении обличаемого, оно должно происходить в кротости. Кроткий человек, всегда видит свое несовершенство, и боится духовного падения. Кротость и смирение помогают ему избежать собственных искушений.[13] Кротость дышит любовью. Обличитель должен иметь цель не укорить обличаемого, а исправить его. Он должен добиваться духовной пользы согрешающего, а это возможно только в духе кротости. И даже в отношении к противникам, и тем кто разногласит в вере, апостол заповедует наставление и вразумление таких, в кротости и незлобии, чтобы достигнуть духовной пользы обличаемого. Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю. (2Тим. 2.24-26). Всегда и везде, во всех разговорах, единственно чего нужно искать, это пользы. Разговор суетный, а тем боле с превозношением, гордостью и раздражением, будет бесполезным, и мало того, наверняка вредным. У святителя Николая Японского было правило для миссионерской проповеди. «Сначала полюби того, к кому ты обращаешься, потом вызови любовь к себе, и только потом что-то ему говори о Боге и Христе[14]». Как правильно, и как мудро это правило. Оно для всех, кто хочет помочь другим справится с духовными проблемами, и найти путь, ведущий в жизнь вечную. Это правило поможет в любом общении, как с близкими нашими, так и с дальними, судьба которых не безразлична нам.
Свойство смирения, переносить с кротостью какие-либо унижения. Унижение из-за низкого материального и социального состояния, унижения из-за веры от безбожных людей, и т.п. Таких унижаемых христиан, апостол Иаков ободряет и утешает словами: «Да хвалится брат униженный высотою своею». (Иак.1.9) Почему? Потому, что в смиренной и кроткой душе благодать и сила Божия. Бог близ смиренных. Апостол Павел поясняет это так. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (2Кор. 12.9-10).
Но святитель Иоанн Златоуст предостерегает и учит, что нужно исследовать себя, чтобы малодушие и боязливость не принять за кротость. «Великое нужно старание, чтобы знать, в чем состоит кротость; старание необходимо потому, что с кротостью смешивается малодушие. Каждому должно смотреть, чтобы, предаваясь пороку, не приписывать себе добродетели». Любая добродетель или человеческая естественная необходимость может исказиться, до греха и порока. Вместо того, чтобы славить Творца и хвалить Его, человек забывая Бога всю славу приписывает и отдает себе, или начальствующему над ним. Высшую любовь к Творцу, заменяет безмерная любовь к тварному и материальному миру. Покаянные чувства, которые должны оживлять душу, заменяются отчаянием и депрессией ведущими от жизни к смерти, как духовной, так и физической. Понимание того, что мы являемся образом и подобием Творца, Который сотворил нас для единения с Ним и в Нем, подменяется чувством собственного достоинства, которое извращаясь гордостью, ставит человека высоко над ближними, и даже над Всевышним. Ненависть к богопротивному, и гнушение грехом, который есть смерть, подменяется ненавистью к людям. Твердость духа в правде Божией, подменяется глупым упрямством. Простота и искренность, заменяется невежеством и бестактным обращением с ближними. Воздержание, презрением. Радость в Духе Святом, смехотворством, алкоголизмом и наркоманией. Стремление души к пользе и совершенству, подменивается завистью. Терпение, бесчувствием. Инстинкт самосохранения, трусостью. Кротость замещается боязливостью, а смирение, малодушием, которые в бездействии будут наблюдать страдания обижаемых, и трепетать не перед Всемогущим Богом, а перед беззаконием грешников. Малодушие это не кротость, и боязливость, это не смирение. Божий, кроткий человек, исполнен Духом Святым. Святые мученики и исповедники Христовы были кроткими, но не боязливыми. Боязливость грех, как и написано в Откровении апостола Иоанна. Боязливых же …. участь в озере, горящем огнем и серою. (Откр. 21.8).
Некто сказал: «Смирение не является трусостью или слабостью. На самом деле, гордость отражает слабость, в то время как проявление смирения часто требует мужества и силы. Того, кто молчит и бездействует, будучи слабым, и мстит, будучи сильным, нельзя назвать смиренным и кротким. Таким человеком можно назвать лишь того, кто прощает, будучи сильным находясь в кротости». Библейский пример правильной кротости, это пример царя и пророка Давида. В сражениях с врагами еврейского народа он был бесстрашен. Когда видел неправедный суд вставал на защиту обижаемого. Он ненавидел беззакония и ложь, и выступал против них. В его псалмах мы читаем слова, которые обличают зло. Но будучи обижаемым, он терпел личные обиды, не нападал, не мстил, а уповал на Бога. Был кротким и смиренным, и против гордости он взывал к Богу. Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои. (Пс.118.69) Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. (Пс.93.2) Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю. (Пс. 118.141)
Гордость воюет против смирения. Помыслы тщеславия и превозношения незаметно занимают чувства и ум человека, укрепляя его в гордости и самомнении. И только усилием смиренномудрия и помощью благодати Божией, гордость побеждается смирением.
Некоторые из учеников, которые получили благодатные дары от Христа[15], но еще не были преображены благодатью Духа Святого, и которые не знали в начале своего апостольского служения какого они духа,[16] желали первенства и превосходства. Но Христос, вразумляет Своих учеников, и нас, следующих за Ним. Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами, да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мф. 20.25-28)
Вся жизнь Спасителя Мессии, есть смирение. Он, Божественный Учитель, умывал ноги своим ученикам. И мы приняли заповедь,[17] брать пример смирения и кротости с Того, чьим именем именуемся. Начало смирения это смиренномудрие, а плод смирения, возросший в духе, есть кротость, которая ищет спасения и пользы ближнего. Христос пришел послужить погибающему человеческому роду (Мф. 20.28), и служение Его было до крестной смерти. Человек, пребывающий во Христе и Духе, свое смирение облекает в высший плод Духа – Любовь. Любовь во смирении, всегда ищет блага и пользы для ближнего своего, служа ему по заповеди Христовой[18].
Бог, через пророка Своего Исайю, показал, что все и небо и земля, все Его и ничего мы не можем в этом мире дать Ему от себя. И храм, который построен и жертвы, все это не то, чего ищет Он. Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. Но во втором стихе 66-й главы, Он отрыл, что Ему угодно и чего ищет Он. Это люди кроткие и смиренные сердцем. На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. (Ис. 66.1-2) Вот что угодно Богу, вот чего ищет Он. Кротости и смирения, и послушание Словам Его. На кротких посмотрит, и их выберет Господь. И еще немаловажно и утешительно знать, что Господь живет не только на высоте небес, и во святилище, но и рядом с теми Он, кто кроток, смирен, и сокрушен духом. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. (Ис. 57.15). Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. (Пс. 33.19) Удивительно, как угодна и любезна человеческая кротость и смирение, Самому Творцу. И вот поэтому, необходимо прилагать старание о приобретении смирения и кротости всякому, кто хочет угодить Ему.
Архиепископ Арсений так говорит о действии смирения и кротости, делая вывод из слов Священного Писания: «Возлюби смирение, ибо посмотри, как оно велико. Смирение привлекает благодать Божию (1Пет. 5.5). Смирение убивает гнев и раздражительность (Ек. 10.4)[19]. Смирение избавляет душу от всякой страсти и всякого искушения (Гал. 6.1)[20]. Смирение дает возможность спокойно переносить скорби и несчастия (2Кор. 12.9-10).[21]. Смирение облегчает[22] самые тяжелые труды (Мф. 11.28-30)[23]. Смирение возгревает молитвенный дар (Пс. 9.38,39)[24]. Смирение предохраняет от нравственного падения и подвигает от падения тех, кто имел несчастье пасть (2Тим. 2.24-26)[25]. Смирение ведет к покаянию (Пс. 50.11,19)[26]. Смирение — это корень для духовного преуспеяния (Прит. 11.2)[27]: оно воодушевляет к добродетели и умножает ее. Смирение располагает к себе людей (Сир. 4.17)[28]. Смирение разрушает самомнение и бесовскую прелесть(2Тим. 2.24-26). Смирение порождает все дары Святого Духа: духовную опытность, мудрость, воздержание, терпение, любовь, благоразумие, обходительность, искренность, чистосердечие, милосердие. Смирение — путь к святости[29]. Смирение наполняет душу радостью и покоем о Господе (Мф. 11.28-30)». И поэтому блаженны и счастливы те, кто имеет смирение и кротость, так как эти добродетели приводят с собой благость.
Благость.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Мф. 5.3).
Христос призывает нас, научится от Него смирению и кротости: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». И при этом Он обещает нам, что иго, и тот груз, который мы с кротостью возьмем на себя ради смиренного следования по заповедям Его, обернется нам не тем неудобоносимым ярмом, каким является Вавилонский Талмуд, но покоем и благостью, которые несет нам Царство Благодати Духа Святого. «Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11.28-30). Благость – в добродетели смирения и кротости, плодах духа, в благодати Божией.
Святитель Василий Великий сказал. За кротостью, обыкновенно, следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость — основа кротости. Все же это, взаимно растворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей — любовь.
Иоанн Златоуст также считал, что смирение и кротость, является причиной привлечения в душу христианина благостного покоя и тишины. «Ничего так не доставляет душе спокойствия и тишины, как кротость и смиренномудрие».
Благость неотделима от смирения. И мало того, смирение ищет и желает благости всему и всегда. И само смирение это благость. Люди смиренные и кроткие названы Христом блаженными. Смирение полагает за лучшее, все что происходит по воле Божией. Смиренный воспринимает все происходящее с ним как спасительный Промысел воли Божией заботящийся о полезнейшем для человека. Смирение перед Богом, делает человека счастливым. Благость наполняет человека видящего то, что все происходящее с ним, есть от Господа. Кроткий знает, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. (Рим. 8.28) Или как в славянском переводе Знаем же, яко любящим Бога вся поспешествует во благое. (Рим. 8.28) А знающий что все случающееся с ним ко благу, и сам пребывает в благостном состоянии – блаженстве. Если сказать по другому – в счастье.
Смирение – это первое и главное, из того ценного, что может потерять верующий человек. Со смирением человек теряет и благость, то счастье, которое делает человека блаженным. Смирение это то, что преображает все наше действие, любую нашу добродетель в приятную жертву Богу. Жертва Богу - дух сокрушенный. (Пс. 50.19) Смирение для наших дел и добродетелей, это как соль для пищи. Без соли нет вкуса у еды, а без смирения добродетели обесцениваются и пропадают.
Как сказал некто: «смирение – это первая из религиозных утрат». С этим можно согласиться. Фактически с утратой смирения, утрачивается важнейшее в законе, то в чем обличал Христос фарисеев. Горе вам, … что … оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. (Мф. 23.23). Почему? Потому что без смирения и смиренномудрия человек начинает превозноситься над людьми, поступать несправедливо и немилосердно. О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. (Мих. 6.8) Потерявший смиренномудрие становится гордым. И тогда человек многое себе уже прощает и попускает, а к ближним, напротив, становится чрезмерно требовательным и безжалостным. Гордость – это неправда. Праведный суд и справедливость оставляется таким человеком. Неправда растет пропорционально количеству выгоды от такого суда. Человек соответственно в заинтересованности от собственной выгоды и интересов превращает и искажает праведность суда. Невиновный бывает осужден, а виновный оправдан. Также и в отношении к милости – милосердию. Гордость и превозношение всегда покажут своему обладателю, причину, по которой, другой человек недостоин его милосердия. Гордость не только не может любить, но даже справедливость, которая ниже любви, попирается и уничтожается гордостью. Гордость любит только себя. Себе любимому, всё предпочтение, вся честь. Гордость судит только в свою пользу. И вера, которая, по словам Христа, является также важнейшей в законе, человеком гордым будет обязательно оставлена и потеряна.
Гордый человек это неверующий человек. Человек не может доверять и верить Богу, не может уповать на Него, потому что у него уже есть упование. Упование на свои силы, богатство, связи, власть и т.п. Гордый человек, свой разум, который потакает помыслам гордости, слушает больше, нежели Божий голос говорящий ему в его совести и через книги Священного Писания. Зачем ему Божественный закон, если он имеет свое мнение? Какое может быть упование на Бога, если уже есть на что уповать. Поэтому, только смиренный и кроткий человек может иметь веру, которая заповедана нам, и которая угодна Богу.
[1] Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. (Чис. 12.3) О кротости Моисея Нил Синайский говорил: Великое благо — кротость, приобретя ее, великий Моисей видел Бога насколько видеть человеку можно.
[2] Долина смирения обильно орошаема благодатными водами с Божественной горы, всегда плодоносна. Там нет засухи и бесплодия. Это долина жизни. Вот как пишет святитель Феофан Затворник. «Подобно тому, как дождь скатывается с горных мест и обильно орошает места низменные, так смирение привлекает к себе обильную Божию благодать».
[3] И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт. 3.15)
[4] Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. (Фил. 2.5)
[5] Как говорила игуменьи Арсении ее старица, схимонахиня Ардалиона: «Смирение — это та земля, на которую зерно должно упасть, чтобы умереть, — умереть, чтобы жить во Христе и оплодотвориться духом».
[6] Итак облекитесь, в… смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3.12)
[7] Некто сказал: Богоугодная кротость – составляющая плода Святого Духа. Чем больше мы поддаемся влиянию действующей силы Бога, тем больше в нас будет заметен этот плод. Только в этом случае мы сможем относиться «ко всем людям со всей кротостью». (Тит. 3.2)
[8] И Апостол добавил: Таковых удаляйся.
[9] Некто сказал: Смирения два. Первое состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее и по всему превосходнее тебя или почитать себя ниже всех. Второе же – чтобы свои подвиги приписывать Богу. И это есть совершенное смирение святости. Святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными.
[10] Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. (Иак. 4.10)
[11] Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующие притчи: Лк. 14.7-11; Лк. 18.9-14.
[12] Но как противоестественно обратное этому. Бывает очень горько видеть превозносящегося, гордого и тщеславного маленького ребенка, который прежде ума уже приобрел себе столь пагубные пороки.
[13] Святой Силуан Афонский говорил: «благодать легко теряется и за тщеславие, и за один гордый помысел. Много можно поститься, много молиться и много делать добра, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой. Тщеславие опустошает душу, и много надо опыта, нужна долгая борьба, чтобы победить его... И теперь, день и ночь прошу у Господа Христова смирения... Борьба упорна, но только для гордых. Смиренным же, легко: благодати Святого Духа, даруемой смиренным от Господа, боятся наши враги, ибо она их опаляет».
[14] И когда мы пытаемся исправить человека, подсказать ему и даже в чем-то обличить, это правило святого Николая является самым лучшим советом, чтобы исполнить назидание апостола «с кротостью наставляйте противников и исправляйте таковых в духе кротости». (2Тим. 2.24-26) (Гал. 6.1).
[15] Ведь дар исцеления, экзорцизма, и прочие сверхъестественные чудеса имел и совершал даже Иуда Искариот, предавший Христа.
[16] Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; (Лк. 9.55)
[17] Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. (Ин. 13.15).
[18] О высшем плоде духа – Любви, можно прочитать в последующей главе «Плоды Духа: любовь и милосердие»
[19] Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. (Ек. 10.4) Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. (Прит. 15.1)
[20] … в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. (Гал. 6.1)
[21] «Сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (2Кор. 12.9-10)
[22] Кроткое сердце - жизнь для тела. (Прит.14.30)
[23] Придите ко Мне труждающиеся,… и научитесь от Меня… Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Мф. 11.28-30)
[24] Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. (Пс. 9.38,39)
[25] Рабу же Господа… должно быть… учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола. (2Тим. 2.24-26)
[26] Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои … Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс. 50.11,19)
[27] Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение. (Прит. 15.33) Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. (Прит. 11.2)
[28] Веди дела твои с кротостью, и будешь любим богоугодным человеком. (Сир. 4.17) Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. (Прит. 29.23)
[29] Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение. (Прит. 15.33)