• Новости
  • 12 Май 2015
    Мира и благословения Божьего, всем ищущим мира! Переписана глава ЦАРСТВО БОЖИЕ В РОЖДЕНИИ СВЫШЕ Заменена рабочая версия файла для скачивания (обновлено апрель 2015) версия 03.2015. с уважением Виктор Пасечнюк....
  • 29 Ноябрь 2012
    В раздел Библиотека, добавлена книга Габриэля Бунге "Скудельные сосуды" - Опыт личной молитвы по учению святых отцов. Книга содержательная. Я прочел еще не все, но уже решил поделится радостью, и предлагаю вам книгу этого замечательного священника для назидательного чтения. Бог в помощь!
Учение Виссариона в свете Библии
О Царстве Божием
Конструктор сайтов православных приходов

12. Глава Двенадцатая. ПЛОДЫ ДУХА: ВЕРА

ПЛОДЫ ДУХА: ВЕРА

 

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. (Ин. 14.1)

 

Без смирения и кротости человек не может угодить Богу. Без смирения и кротости человек не может иметь веры Богу, не может быть верующим. Т.е по другому, он не будет иметь веры, той веры, которая угодна Богу. Когда Господь обличал фарисеев, Он говорил, что те оставили важнейшее в законе: суд,[1] милость и веру. (Мф. 23.23)

За неимение веры Богу, иудеи обличались Творцом, во все века и времена священной истории от Моисея, до обличения Спасителем фарисеев,  книжников и всех лицемеров времен второго Храма. Премудрый бен Сирах говорит, что человек премудр тогда, когда имеет страх и покорность перед Господом, и благоугождает Ему кротостью и верой. Премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему — вера и кротость. (Сир. 2.27). Кротость неразлучна с верой, с верой настоящей, угодной Богу. Кротость – это сокрушение сердца со смирением, это нищета духовная. Это те бедняки Господни (евр. анавим), которых Христос назвал блаженными. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Мф. 5.3). Это те, для которых Господь есть, вся жизнь и все упование, все сокровище и вся радость. Это верующие Богу.

Так какую веру оставили книжники и фарисеи, которых обличил Господь? Какая вера в законе есть важнейшая?

Понять смысл угодной Богу веры можно из слов пророка Осии. Это слова обличения, и призыв к суду, милости и вере, подобные словам Христа. Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда. (Ос. 12.6). Вера в этом призыве выражена словами уповай на Бога твоего всегда. Вот, смысл той веры, которая оставляется человеком, пребывающим в религиозной жизни только по виду, по названию, по внешности, но не по духу.

Что означают слова, уповай на Бога твоего всегда? Что такое упование?

Весь Тонах[2] пронизан обличением неверия людей. Не просто неверия, в том, что Бог есть. Но обличает неверие Ему, как покровителю и защитнику. Обличает оставление евреями упования на Того, Кто заботился о них выведя из Египта весь народ чудесами и знамениями. По причине неверия огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его. (Пс. 77.21,22) И льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его. Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева, не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения (Пс. 77.22,36-37,40-42). Против кого же, Он, клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие. (Евр. 3.18,19)

Вот она, та самая, страшная потеря человека религиозного, потеря веры Богу, потеря упования на Всесильного, Всемогущего Творца Вседержителя. Эта проблема потери веры и упования на Творца есть проблема всех народов и времен. Как при Моисее евреи обличались в своем неверии, так и при пророках Израиля. И в конце концов, Сам Христос сказал книжникам и фарисеям, а вместе с ними и нам: Горе вам… что оставили важнейшее в законе … веру.

Мы знаем что, вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим. 10.17). Все что происходило с народом еврейским, все дела Божии над Израилем, были записаны в свитки Торы[3], чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, - возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим. (Пс. 77.6-8). Из Писания, сейчас мы видим, что угодно Богу, а что оскорбляло Святаго Израилева. Мы учимся на примерах праведности и на горьких ошибках, приведенных нам с назиданием в Священном Писании. И читая эти насущные для всех поколений Христовы слова обличения, Горе вам… что оставили важнейшее в законе … веру, мы задаемся, или, по крайней мере, должны задаваться вопросом: «в какой степени это обличение касается нас?» Имеем ли мы, или уже оставили, важнейшее из закона – веру? Верны ли мы Богу духом своим, возлагаем ли надежду на Него?

Человеку свойственно страдание и лишения в земной жизни. Преодолевая их, человек становится сильнее. Но беда, прельщение и заблуждение человека состоит в возрастающем собственном мнении, что именно своими силами, средствами, связями он справился с находящими на него скорбями. Что именно он, тот «супергерой», который вышел из всех неприятностей благодаря своей смекалке, силе и опытности. Из года в год с детских лет человек слышит убедительные слова назидания со всех сторон: «верь в себя!», «надейся на свои силы!» «ты все можешь!». Смотрит интересные истории в кинофильмах о том, как люди собственными силами справляются с большими бедами, выходя победителями. Человек убеждается, что может все, или почти все. И эти убеждения воспринимаются, конечно же, вне веры Богу, вне реального существования Божьего. Люди не видя явных чудес, забывают, и очень часто отвергают не только веру Богу, но и веру в Самого Бога, веру в Его присутствие и бытие. Поэтому в постсоветское время, очень частым определением веры, пережившие официальный атеизм люди, считают, и принимают за истинную веру уже само признание существования некой силы, которую именуют Богом. Как правило, именно такая вера позволяет невоцерковленным людям дерзновенно называть себя верующими. Но в какого Бога, в какую силу, и как, верит большинство людей? В того ли, Который открывался пророкам? В Того ли, Кто вочеловечившись, спас род человеческий? Уповают ли на Его спасительный промысел о нас, или признают в Нем, лишь равнодушное начало, фантастическое, далекое и чужое? И мы, воцерковленные люди, имеем ли веру угодную Богу, которая должна быть в нас, прежде всего, от слышания и чтения Слова Божьего?

Так какая же вера заповедана Богом, угодна Ему, и какая вера была и есть, у святых Его?

Как видно из книг Священного Писания, угодная и заповеданная Творцом вера человека, вера в Бога и Богу, проявляется в нескольких видах. И вера эта, преображаясь Духом, вырастает в совершенный плод, как и сказал апостол: Плод духа … вера. И мало того в плодах духа, подается еще и Дар ДухаВера чудодейственная (1Кор. 12.8).

1. Самое простое и первоначальное проявление веры, это уверенность в невидимом. Вера есть… уверенность в невидимом. (Евр. 11.1).

Для вышедших из периода воинствующего атеизма, конечно же первое что нужно, это признать, Того Бога, Который открыл нам Себя через пророков и Слово Свое. Нужно поверить в Бога, Который есть Праведный Воздаятель и Милостивый Судья.[4] Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. (Евр. 11.6). Но одна такая вера, которая лишь признает предвечное бытие Бога, знает о Нем многое из Библии, верит в загробную жизнь,[5] одна такая вера не даст спасение и совершенство человеку. Потому что и бесы знают о Боге и Бога, боятся Его, но, не выполняя волю Его, пребывают в противлении Ему. И бесы веруют, и трепещут. (Иак. 2.19).

 

2. Вера есть надежда и упование только на Господа Вседержителя[6]. Мы должны надеяться только на Него, и уповать на Его святую волю. Это первая и немаловажная составная спасительной веры человека. Добродетель пророка Давида заключалась в удивительном уповании на Бога. И он не был постыжен в своей вере. Давид провел множество сражений, побеждая врагов, среди которых был и рефаим Голиаф. Давид был искусным воином, но не хотел иметь упования и надежды на свое умение. В своем псалме он воспевает: ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; но Ты спасешь нас от врагов наших. (Пс. 43.7). В этом пример и нам.

·           Спросим себя, на кого и на что мы уповаем в то время, когда мы сильны и при власти? Есть ли то упование, которое имел Давид? Как часто человек ищет знакомства, выгодные связи, влиятельных друзей, которые помогают решить его проблемы и вопросы. И если уж нам, запрещено уповать на всякого человека,[7] то уж надеяться на гордого и творящего неправду своим положением, грешно вдвойне. Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи. (Пс. 39.5). Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. (Пс. 36. 7)

·           А когда мы богаты и не имеем ни в чем нужды, сохраняем ли мы упование на Господа? Богатство в большинстве случаев бывает препятствием в вере и уповании на Бога. Христос сказал нам. Говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. (Мф. 19.23,24). Как трудно сохранять богатым смирение. Как трудно богатым уповать на Бога, а не на свое богатство и власть! Когда ученики услышали слово о богатстве, то воскликнули:  «так кто же может спастись?» На что Христос ответил им: «человекам это невозможно, Богу же все возможно». По благодати Божией человек имея многое стяжание, может быть смиренным и верующим Богу, как неимущий. Это правильное отношение к имению. Давид говорит: когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. (Пс. 61.11). Спросим себя и мы, есть ли такая вера и такое упование, какие показывает для примера нам Слово Божие, у нас, называющих себя верующими?

·           А когда мы находимся в тяжелых обстоятельствах и в опасностях, как мы себя ведем? Какие чувства тогда в нашей душе?

Не малодушествуем ли мы, не страшимся, не отчаиваемся ли, при находящей на нас опасности?

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. (Откр. 21.6-9). Почему боязливые, поставлены в один ряд с убийцами прелюбодеями и идолослужителями, да еще в добавок, на первом месте в этом списке? Потому что боящийся всего и всех, не боится Бога, потому что он не доверяет Богу, не имеет на Него надежду, не чает в Нем своего спасения, не уповает на Него. Боязливый человек – человек неверующий. Боязливый, не имеет Духа Божьего, не противостоит дьяволу и миру сему. А апостол Иаков говорит: «не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». (Иак. 4.4) Пророк Давид замечательно сказал о уповающем на Бога, который не боится по этой причине ничего. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек? (Пс. 55.12) Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих. (Пс. 111.7,8) Ибо Ты - надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей. (Пс. 70.5). Платон Митр Московский причиной мужества определял веру. Вера — мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лестница к престолу Любви. Вера это ступень к другим двум добродетелям - к надеже и любви[8]. Только в вере, надежде и любви, можно Духом, мужественно воспевать сладкие слова Давидова псалма, которые читаются на каждой воскресной всенощной[9]: Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.[10] (Пс. 17.2-4) Как прекрасны эти слова веры и упования. Как успокаивают и приближают они нас к Богу. Только такими словами веры прогоняется боязливость, неверие, животный страх, отчаяние и все то, что отдаляет нас от пребывания в Боге. В вере и уповании на Творца, есть мир для души человека. Это истинное успокоение и радость. Об этом покое поет Давид, и этой песнью назидается душа наша. Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище. (Пс. 61.2-13) Смущение от уныния и страха, всегда истребляется верой упования. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. (Пс. 41.6). Чем утешимся мы, чем взбодримся, как не верой и надеждой на Великого Бога. Чем успокоимся и утешимся, как не упованием на Него. Мы видим, что изнемогающего Давида его друг укреплял верой. И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога, (1Цар. 23.16). И мы, утешая и приободряя скорбящих, должны укреплять их словами веры и упования. Пусть наша вера Богу, возжет угасающий светильник изнемогающего в уповании. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. (1Фес. 5.11) Господь хранит верных. (Пс. 30.24)

·           А предаем ли мы всю нашу жизнь воле Божией? На каждом богослужении дьякон возглашает на ектенье: «весь живот наш (всю жизнь нашу), Христу Богу предадим»  а хор и люди утвердительно поют – «Тебе Господи!» Отдаем ли мы в покорности нашу жизнь Богу, в надежде и уповании на Его заботу, и Его промысел о нас?

Женщина, делающая аборт из-за убеждения, что ей не «потянуть» еще одного ребенка. Мужчина, заставляющий предохранятся от беременности свою жену. Родители, впадающие в «безумие» при переживаниях за своих детей. Интеллектуалы, просчитывающие все ситуации, и опережая события своими «аналитическими способностями», в своем маловерии, пытающиеся чем-то предотвратить, якобы могущие возникнуть проблемы. Сердобольные родители, боящиеся за детей и оберегающие их различными способами от опасной службы в армии и т.п. Все это случающееся у людей, не есть ли оставление веры, маловерие и даже, собственно говоря, безверие?

Такие убеждения греховного маловерия, у человека, исполняющегося Духом, исчезают в его жизни, и плодом духа проявляется в нем вера, которая уповает, надеется на Бога, и предает Ему всю свою жизнь, говоря: Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю. Уповающий блажен, уповающий не посрамится. И Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет, как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод. (Иер. 17.7,8).

И опять можно привести в пример детей, о которых Христос сказал, что таковых есть Царство Небесное. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. (Мф. 19.13,14). Когда то Господь обличил своих учеников в их желании быть первыми среди других, их желание возвысится. И когда мы говорили о кротости, были приведены слова Спасителя, Который говорил: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. (Мф. 18.2). И сейчас говоря о вере, мы можем словами Христа о детях, назидать себя в вере. Почему в таком человеке, который как «ребенок», есть Царство Божие. Как уже мы говорили, ребенок не думает о себе лишнего, не превозносит себя, он незлопамятен, не гневлив, искренен, его сердце чисто. И своей верой в родителей, ребенок показывает нам взрослым как нужно верить Богу. Ребенок не мыслит себя вне родительской заботы. Ребенок верит, что родители всегда помогут, не дадут в обиду, защитят, накормят. Ребенок любит своих родителей, не может без них. Он отдаст все, что имеет, лишь бы остаться со своими родителями. Ему не нужны другие папа и мама, он любит своих настоящих. Он уповает и надеется на них, и верит, что все чего ни попросит у них, они дадут ему. Его вера в родителей непоколебима. И мы если будем верить Богу, как верит маленький ребенок своим родителям, наша вера будет той верой, которую ищет в нас Бог. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Возлагая свое будущее на Бога, мы обязываем Его нам помочь». Сын Божий учит нас молитве, приводя в пример родителей и детей. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. (Мф. 7.7-11). Будем надеятся, уповать и верть Богу, как дети, чтобы Царство Небесное было и нашим тоже.  

 

3. Есть вера чудодейственная. Это не плод духовной жизни, а уже дар Божий.

Не каждый может понести дар такой веры. И не каждый может показать плод духа – веру, который бы украсился даром Святого Духа, который есть вера чудотворная. Не каждый может верить в чудотворную силу подаваемую Богом в реальном, но невидимом Его присутствии. Поэтому сейчас не могут принять дар чудотворения те, кто не имеет такой веры. И перед Богом, это тоже немощь неверия. Оно – неверие – препятствует нам получать от Бога просимое. Как и сказал Христос: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; (Мф. 17.20) Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. (Мф. 21. 21,22). Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9.23).

Христос обещает людям чудотворную силу молитве. Но каким людям. Не всем, а тем:

Во-первых, тем, которые верят в Божественность Иисуса Христа – Сына Божьего. Верят, что Отец во Христе и Христос в Отце. Видящий Меня видит Пославшего Меня Отца. (Ин. 12.45) (Ин. 14.9).

Во-вторых, тем, кто соблюдает заповеди Христовы. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Ин. 14.14,15) Но соблюсти все заповеди можно только в Духе Святом, Который от Отца Исходит. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. (Ин. 14.16-17) Кто остается верен Христу, верует в Него и в Пославшего Его. Кто соблюдает все сказанное Им, сподобляется обожения, соединения с Богом, еще здесь на земле среди зла, греха, страдания и преследования. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Ин.14.21,23)

В-третьих: Обоженный человек, исполненный Духом Святым, не принадлежит уже себе и собственным желаниям, но желает быть руководимым, и уже полностью руководится, подчиняется остро чувствуемой им, воле Божией. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. (Ин.14.12-13) И если человек в Боге, причастен Христу, обожен Духом Святым, то и вера у него, есть вера чудотворная. Он имеет те же чувствования, что и Христос. Он выполняет, то, что заповедал ему Христос. И Его слышит Христос – Бог и человек. Человек исцелен во Христе. Человек прославлен и возвышен во Христе. Человек обожен во Христе. И человек прощен во Христе. Поэтому условием и силой молитвы, кроме веры, поставлено прощение огорчивших нас, совершаемое любовью[11]. Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. (Мк. 11.23-26)

Апостолы просили у Христа умножить их веру. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Поучителен для нас ответ на эту просьбу, который дал Своим Ученикам Христос. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? (Лк. 17.5-8) Смысл ответа который дал Христос ученикам, очевиден. У человека не будет веры, которая являет знамения и силу Божию, если человек ждет, чтобы Бог служил ему. На бытовом примере, который привел Христос, ученики поняли, что если человек верен Богу, то он сам должен служить Ему своей верой. Быть верным, показать свою веру. Потому впоследствии и написал апостол Петр нам, покажите в вере вашей добродетель. (2Пет. 1.5-10). Если ты веришь Богу и в Бога, будь верен Ему. И не просто верен, но верен до смерти. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни! (Откр. 2.10). Делай то, что Он велит и приказывает. В этом есть умножение нашей веры. Но чтобы наша вера не обесценилась тщеславием и гордостью[12] и мы не лишились плода, по причине того что исполняем все, что нам заповедано, Господь прибавил слова. Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лк. 17.5-10)

 

4. Итак, вера проявляется в делах веры. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак. 2.26) Т.е. это исполнение того, что заповедует делать нам Господь. Умножение веры состоит в нашем смиренном следовании за словами Христа. Исполняя то, что мы слышали от него, мы умножаем свою веру. Следуя во смирении за Христом, мы любим, надеемся, верим, прощаем, терпим, проявляем милосердие, молимся, бодрствуем, трезвимся, воздерживаемся и говорим при этом: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. Как же нам узнать, что мы во Христе и Дух Божий исполняет нас? Апостол Иоанн о том и говорит нам. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. (1Ин. 2.3-6). Не может человек быть верным, быть угодным Богу, быть обителью Бога, но не повиноваться Ему, не выполнять повелений Его. И если мы верующие, то значит, повинуемся словам Его. Если веруем, то значит, удаляемся от греха, очищаем себя от всякой скверны. Так как верующий и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. (1Ин. 3.3) Человек исполняющийся Духом, удаляющийся от греховных мыслей, слов и дел получает дерзновение ко Господу – дар веры действенной, на пользу Церкви, как и говорит нам апостол Иоанн.  Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. (1Ин. 3.21-24).

 

5. Вера Богу, это верность Ему делами и всей жизнью своей, любовью, надеждой, и самое главное, верой в Сына Божьего Иисуса Христа. Те, кто отвергают Иисуса, как Христа и Сына Божьего, отпадают от спасающей, преображающей, освящающей благодати Божией. Вера же во Христа Иисуса являет силу к освящению и спасению. Апостол Павел сказал, что во Христе Иисусе имеет силу лишь вера, действующая любовью (Гал. 5.6), чем и подтверждаются выше приведенные слова апостола Иоанна, о молитве дерзновенной веры, действующей в нас любовью. Мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что …  мы веруем во имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга, как Он заповедал нам.

Все проявления веры, как плода духовной жизни, без веры в проповеданного Сына Божьего, останутся бесполезными для человека, если он отвергает[13] и не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти.[14]  

Те люди, которые совершают дела любви и добра вне веры в Сына Божьего, по Иоанну Златоусту, похожи на останки мертвецов, хотя и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному. Добрые дела должны быть для того, чтобы иметь веру, которой человек жив будет. Сами по себе добрые дела не ради Бога делаемые[15] могут лишь ходатайствовать нам спасительную веру, но без Бога и веры в Него добрые дела, это неоконченная работа, которая не будет оплачена. Это тоже, как если бы мы, начали дело для самих себя, и пожелали, что бы кто-то нам его оплатил. Но оплачивает работу заказчик. А если у нас его нет, и никто нам не поручал делать этот труд, то ждать оплаты делающим дело ради самого дела, не стоит. Если делаешь дело не ради Бога, то и не надейся на воздаяние от Господа.

Итак, как мы писали в главе «Царство Божие в Церкви», только Духом Святым человек, который воспитан в Единобожии, может назвать Иисуса Господом. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор. 12.3). Как человек без Божией благодати не может истолковать пророчества Писания, так не может без Духа Святого понять и того, что Слово стало плотью. Нам дана заповедь от Христа веруйте в Бога, и в Меня веруйте. (Ин. 14.1). Христос, призвавший Павла на дороге в Дамаск, сказал, что верою в Него открываются глаза, и люди обращаются от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу. Христос, посрамил, разрушил власть дьявола над родом человеческим. Мы освобождаемся от этого ига, если веруем в Иисуса как Сына Божьего и Его спасение, которое мы получили в Его распятии и воскресении. И мало того, все не из народа Израильского, т.е. язычники, верою в Меня, как сказал Христос, получают прощение грехов и жребий с освященными. (Деян. 26.18) Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. (Ин. 3, 36).

Чем больше исполняется человек Духом, тем тверже его вера в Спасителя. В плодах духа наша вера возрастает. С возрастанием плодов крепнет упование и верность Богу,  крепнет и вера в Сына Божьего – Иисуса Христа. Вера в Спасителя вводит нас в жизнь вечную. Не просто в вечное бытие, но в ту блаженную, вечную жизнь для которой мы и были сотворены. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. (Ин. 6, 47). Нашу веру Христос назвал блаженной, потому что многие видели Его Воскресшим, и видели Его чудеса. Так, поверившему апостолу Фоме, Христос сказал: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. (Ин. 20.29) И апостол Петр, всем принявшим Христа как Сына Божьего, но не видевшим Его, а уверовавшим по слову Его апостолов, говорит: вы не видев Иисуса Христа, любите, и доселе не видя, веруете в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ (1Пет. 1.8,9). И мы, принявшие своей верой, уверенность в Том, Кого не видели, приняли Дух Святой, Который, соблюдая нас в святости и радости, спасает наши души. Царство Божие, которое приходит в нас Духом Святым, свидетельствует, что в нашей душе есть Царь Святой, Царь Небесный[16]. Царь велит и приказывает, и если мы слышим его приказы, и с радостью повинуемся Ему, значит, точно и наверняка достигло нас Царство Божие. И без веры в Сына Божьего, мы не можем угодить Пославшему Его. Первое, что является делом, которое велит делать Бог, это веровать во Христа Иисуса. Люди спрашивали Его: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6,28-29). Без этого главного дела Божьего, все другие дела будут несовершенны, и мало того бесполезны, если делающий, отвергает Посланника Отца Небесного. Принимая Христа, мы должны повиноваться Ему и слушать Его слова, исполняя их. Этим мы приобретаем спасение души в жизни вечной. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24). Через Сына Божьего – Иисуса Христа мы по человечеству Его всыновляемся Богу, становимся детьми Его. Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). Велика сила веры во спасение людей через Сына Божьего. За нее мы получаем Духа Святого[17] и спасение. И узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2, 16).

Я хочу привести пятую главу из первого послания великого апостола Иоанна Богослова, о вере во Христа Иисуса. О вере, действенной и живой, той, которая спасает, очищает, всыновляет нас Богу, делает святыми, и дает жизнь вечную.

Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?

Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.

Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино …

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.

А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него…

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.

Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь. (1Ин. 5.4-21)

И наконец, говоря о вере, ответим же себе на вопрос «Так в чем же проявляется вера Богу?»

1.        Вера – как уверенность в невидимом.

2.        Вера – как упование и надежда на Единого Бога.

3.        Вера – вера в Сына Божьего, Богочеловека, Иисуса Христа.

4.        Вера – как верность Богу в исполнении повелений Его.

5.        Вера – это вера дерзновенная и чудотворная, – Дар Святого Духа, тому, у кого вера возросла в плодах Духа, как уверенность упование и верность Богу. Такая вера имеет силу во Христе Иисусе, вера, действующая любовью. (Гал. 5.6)

Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18.8) Много ли людей сейчас верят Богу так, как это заповедано? Как и любовь, вера оскудевает по причине беззаконий. Мы должны просить у Бога помощи в обретении веры. Смиренномудрствуя, но веря, мы должны как тот человек, описанный в Евангелии, взывать ко Господу: верую, Господи! помоги моему неверию. (Мк. 9.24)

Если мы говорили, что все проявления веры бесполезны, вне Единобожия и вне веры в Сына Божьего Иисуса Христа, то и вера в Сына Божьего будет бесполезна без веры действующей любовью. Так как, кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1Ин. 4.8) Христос дал заповедь нам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. (Ин. 15.12). Без любви можно веровать во Христа, но эта вера не будет верой Христовой. Прежде отвержения Иисуса как Машиаха, книжники и фарисеи отвергли важнейшее в законе, среди которого была милость. Христос все заповеди Моисея возвысил и усовершенствовал любовью, чтобы человек не только избавился от огня вечного, но и смог бы войти в обители Отца Небесного. Без любви, какую заповедал нам Христос, не может человек наследовать Царствие Божие. Вера вне любви, и вне дел любви – вера мертвая. Мертвая вера, это бесполезная вера. Если имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто, говорит апостол Павел. И мы знаем, что даже самарянский колдун – Симон Волхв,[18] уверовал в Сына Божьего, видя знамения Духа Святого. Как написано: уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. (Деян. 8.13). Но его вера была вне любви, и вне милости к ближним. Симон не только сам хотел иметь Духа Святого, но желал сам «выдавать» Дары Святого Духа тем, кому пожелает. Он предлагал апостолам деньги за то, чтобы они возложили на него руки, сделав его епископом. В свою очередь, он имел корыстное желание, за деньги продавать дары Духа, не понимая главного в Царствии Божьем, что любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего. (1Кор. 13.4). Но апостол Петр сказал ему: серебро твое, да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом[19]. (Деян. 8.20,21) Желание неправды не осуществится благодатью. Ни благодати, ни даров ничего не будет, у беззаконного, корыстного, гордого и противящегося Слову Божьему. Желания корыстные, которые человек выпрашивает у Господа, не исполнятся, потому что вера действует любовью. Апостол Иаков сказал нам по этому поводу замечательные слова: Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. (Иак. 4.1-3) А еще апостол назидает нас просить мудрости Божией. Мудрости, что бы знать доброе и полезное для спасения и совершенства нашего. И говоря о мудрости, дал наказ. Чтобы получить просимое, должно просить с верой. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. (Иак. 1.6-8).

Человек верующий, Духом Святым, различает что добро и что зло. Что угодно Богу, а что нет. В этом есть мудрость. И имея мудрость, знает, что все, что не по вере – грех. (Рим. 14.23) Вера же наша становится Божией и угодной Ему, если мы желаем всегда служить Господу, и ищем познание и выполнение воли Его, а не того, чтобы Бог выполнял наши желания. Верующий ищет исполнения воли Божией, а не своей, ищет того, что угодно Богу, а не собственной выгоды. Верующий желает быть верным подданным Великого Царя Небесного, а не того, чтобы Царь был исполнителем его холопской воли. Он желает пребывать в Его Царстве и желает, чтобы Царство Небесное пребывало в нем.

И если человек желает и ищет не Царствия Божьего и правды его, он ищет не того. Тогда он желает, и не получает. И если человек желает, а не получает, завидует и не имеет, его жизнь становится как мятущееся море, где нет покоя и тишины. Но сказано нам в утешение Спасителем: да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. (Ин.14.1) Верой Христовой усмиряется наше мятущееся сердце, и проходит всякое смущение, находящее на нас от плоти, мира сего, и дьявола, а неверующий не имеет покоя. Как написано у пророка Аваакума: вот душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен. (Авв. 2.4-5)

 Во Христе мы святы. А вне Христа, собственные похоти причиняют человеку страдания. Поэтому греховное желание и называется страстью – страданием. Человек, находящийся в Духе Святом, свободен от греховных, постоянно меняющихся и увеличивающихся желаний и похотей. В  Духе Святом мы имеем мир и радость.   

 

 

 



[1] О праведном суде, как о добродетели угодной Богу, и оставляемой людьми лицемерными, мы писали в главе «Царство Божие и фарисейство».

[2] Книги Ветхого Завета

[3] Пять книг Моисеевых – первые книги Священного Писания.

[4] В приложении к этой главе «Приложение: Символ Веры» можно прочитать о тех 12 членах исповеданиях нашей веры, которые мы читаем в утренних молитвах и поем на литургии при совершении Евхаристии. Это христианский Никео-Цареградский Символ веры. Он начинается так: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша… Этими словами очень точно и кратко выражается вероучение Церкви, и показывается в какого Бога должны верить люди.

[5] Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. (Евр. 11.1)

[6] Все псалмы царя Давида, это благодарение, восхваление и упование на Господа. Если человек полагает упование на что или на кого-либо более чем на Бога, это грех оставления важнейшего, что заповедано нам Богом в Священном Писании. Если даже, мы отбросили обычные для людей не церковных, надежды на богатство власть и силу, но по неразумию, полагаем в первую очередь, упование не на милость Божию, а на свои аскетические подвиги и заслуги, или даже на помощь святых угодников, то и в этом мы прегрешаем, что первым в уповании у нас не Господь Вседержитель. Первое в нашей надежде это Бог, и последнее в нашем уповании, тоже Бог. Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; говорит Господь. (Откр. 1.10). И лишь в надежде на Бога, мы призываем святых и преподобных, которых любит Бог. Святых мы призываем как собратьев прославленных в вышнем Царстве, как любимых единоверцев нашей Единой христианской Церкви, но уже не земной, а небесной. Всегда нужно чувствовать эту иерархию и приоритет, эту грань в молитвах и прославлении, чтобы оставаться верным Богу, будучи христианами, истинно и православно верующими.

[7] Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. (Пс. 145.3) Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. (Пс. 117.8,9)

[8] Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь. (1Кор. 13.13) 

[9] Этими словами начинается чтение третьей кафисмы, на воскресной утрене.

[10] Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь. В церковно-славянском переводе с септуагинты, прибавлено слово - «хваля». Хваля, призову Господа и от врагъ моихъ спасуся. Не просто призову, но призову, воспевая, хваля, прославляя, благодаря и величая. Вот какова сила хваления Бога. Хвалебная и благодарственная молитва с верой (с упованием), должна быть постоянной молитвой в нашем сердце. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1Фес. 5.17,18)

[11] Прощение совершается любовью. И любовью выполняется заповедь Христа, которую Он дал после назидания о молитве, как мы должны относиться к людям, по-видимому, чтобы быть услышанными в наших просьбах: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. (Мф. 7.7-14)

[12] Ты держишься верою? не гордись, но бойся. (Рим. 11.20)

[13] К этой главе можно прочитать «Приложение: Вера в Иисуса как в Сына Божьего, Который есть Слово Отца». В приложении к этой главе все сомневающиеся и противящиеся вере во Христа, но признающие авторитет Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, при желании могут убедиться, что Иешуа есть Машиах, Бэн Элоhим – Иисус есть Христос Сын Божий.

[14] 1Ин. 4.3

[15] Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: "Всякий, кто не собирает со Мною, тот расточает". (Мф.12.30). Доброе дело иначе нельзя назвать, как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: "Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть". И как видим из последовательности священного повествования, этот "делаяй правду" до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился Ангел Господень во время молитвы его и сказал: "Пошли в Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра, и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешися ты и весь дом твой". Господь все Свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, пришедшего в мир грешныя спасти, и приобретением себе благодати Духа Святаго, Вводящего в сердца наши Царствие Божие и Прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых. (Серафим Саровский. Беседа с Мотовиловым «О цели христианской жизни»)

[16] Бог спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. (Тит. 3.5-7)

[17] Уверовав в Него (Христа), мы запечатлены обетованным Святым Духом. (Еф. 1.9-13)

[18] Симон маг прибегавший к колдовству и обольщающий людей, впоследствии противился апостолам Петру и Павлу. Он создал гностическое учение, которое немало времени смущало Церковь Христову. В житийном предании о св. ап. Петре и Павле очень много написано, и о противодействующем им Симоне Волхве. Против лжеучения гностиков писал свщмч. Ириней Лионский в своем труде «Пять книг против лжеименного знания». В житийном предании о св. ап. Петре и Павле очень много написано, и о противодействующем им Симоне Волхве.

[19] Христос повелел ученикам: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. (Мф.10.7,8) Сейчас Церковь, именем Симона Волхва называет безумный грех «покупки-продажи» благодати Христовой. Грех симонии. В этом мерзком пред Богом грехе, виновны и продающие и покупающие. Во-первых, симония, это если священство за деньги преподавалось недостойному человеку через возложение рук епископа. Во-вторых, симонией грешат те люди, которые без веры, покаяния, исправления жизни желают «без проблем», после оплаты, быстро получить водное крещение, забывая о том, что рождение для Царства Божьего не только от воды но и от Духа Святого которого за деньги купить нельзя. Это грех и того, кто совершает такое крещение. Крестится можно не после того, как «оплатишь услугу», а после того как уверуешь и покаешься в прежней греховной жизни.

at Web pageGreat Web page My Great Web pageGreat Web pagereat Web page

  My Great Web page

 


Назад к списку