Без смирения и кротости человек не может угодить Богу. Без смирения и кротости человек не может иметь веры Богу, не может быть верующим. Если сказать по-другому, он не будет иметь веры, которая угодна Богу. Когда Господь обличал фарисеев, Он говорил, что те «оставили важнейшее в законе: суд,[1] милость и веру» (Матф. 23.23).
В Священной истории иудеи обличались Творцом за отсутствие веры Ему. Вера наряду со страхом Божьим является угодной Всевышнему. Премудрый бен Сирах говорит, что человек премудр тогда, когда покоряется Богу в страхе, трепете и кротости и благоугождает Ему верой. «Премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему – вера и кротость» (Сир. 2:27). Кротость неразлучна с верой, с верой настоящей, угодной Богу. Кротость – это сокрушение сердца со смирением, это нищета духовная. Кроткие и нищие духом – это те бедняки Господни, которых Христос назвал блаженными. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). Это те, для кого Господь есть вся их жизнь и все их упование, всё их сокровище и вся их радость. Такие люди, имеющие духовное блаженство, верующие Богу.
Так какую веру оставили книжники и фарисеи, которых обличил Господь? Какая вера в Законе есть важнейшая? Понять смысл угодной Богу веры можно из слов пророка Осии. Его слова обличения и призыв к справедливости, милости и вере подобны словам Христа, обращённые к лицемерящим книжникам. «Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Ос. 12:6). Вера в этом призыве выражена словами: «уповай на Бога твоего всегда». Вот смысл той веры, которая оставляется человеком, пребывающим в религиозной жизни только по виду, по названию и внешнему обряду, но не по духу.
Что означают слова «уповай на Бога твоего всегда»? Что такое упование? Весь Танах[2] пронизан обличением неверия людей. Не просто неверия в том, что Бог есть. Но обличением неверия Богу, как покровителю и защитнику. Слово Божие обличает оставление евреями упования на Того, Кто заботился о них, выведя из Египта весь народ чудесами и знамениями. По причине неверия «огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его. И льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его. Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! И снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева, не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения» (Пс. 77:21-22,36-37,40-42). Апостол же говорит: «Против кого же Бог клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3:18,19).
Вот она, та самая страшная потеря человека религиозного, потеря смирения перед Богом и потеря веры Богу, потеря упования и доверия Всесильному и Всемогущему Творцу. Эта проблема потери веры и упования есть проблема всех народов и времен. Как при Моисее евреи обличались в своем неверии, так и при пророках Израиля. И в конце концов, Сам Христос сказал книжникам и фарисеям, а вместе с ними и всем нам: «Горе вам… что оставили важнейшее в законе … веру».
Мы знаем, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Всё, что происходило с народом еврейским, все дела Божьи над Израилем были записаны в книгах Танаха, чтобы «знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, – возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим (Пс. 77:6-8).
Из Писания нам известно и видно, что угодно Богу, а что «оскорбляло Святого Израилева» (Пс. 77:41). Мы учимся на примерах праведности и на горьких ошибках, приведенных нам в Священном Писании. И слыша насущные для всех поколений Евангельские слова обличения: «Горе вам… что оставили важнейшее в Законе … веру», мы задаёмся вопросом: в какой степени это обличение касается нас? Имеем ли мы или уже оставили важнейшее из закона – веру? Верны́ ли мы Богу, возлагаем ли надежду на Него?
Человеку свойственно страдание и лишения в земной жизни. Преодолевая их, человек становится сильнее. Но вот в чем беда! Прельщение и заблуждение человека состоит в возрастающем самомнении, что именно своими силами, качествами, средствами и связями он справился с находящими на него скорбями. Что именно он сам тот «супергерой», который вышел из всех неприятностей благодаря своей смекалке, силе и опытности. Из года в год, с детских лет человек слышит убедительные слова назидания со всех сторон: «верь в себя!», «надейся на свои силы!» «ты все можешь!». Смотрит интересные истории в кинофильмах о том, как люди собственными силами справляются с большими проблемами, выходя победителями. Человек убеждается, что может всё или почти всё. И эти убеждения воспринимаются, конечно же, вне веры Богу, вне реальности Божественной власти и силы. Люди, не видя явных чудес, забывают и очень часто отвергают не только веру Богу, но и веру в Самого Бога, веру в Его Присутствие и Его Бытие. Поэтому в постсоветское время очень частым определением веры пережившие официальный атеизм люди считают и принимают за истинную веру уже только само признание существования некой силы, которую именуют Богом. Как правило, именно такая вера позволяет невоцерковленным людям дерзновенно называть себя верующими. Но в какого Бога, в какую силу и как верит большинство людей? В Того ли, Который открывался пророкам? В Того ли, Кто, вочеловечившись, спас род человеческий? Уповают ли на Его спасительный промысел или признают в Нем лишь равнодушную к бедам человечества некую первоначальную силу, фантастическую, далекую и чужую? И мы, как воцерковлённые люди, имеем ли веру, угодную Богу, которая должна быть в нас, прежде всего, от слышания и чтения Слова Божьего?
Так какая же вера заповедана Богом, угодна Ему и какая вера была и есть у святых Его? Очень часто Христос отпускал исцеленных Им людей со словами: «вера твоя спасла тебя» (Лук. 7:50). Так какая вера будет спасительной? Какую веру нужно иметь, чтобы и нам услышать слова: «вера твоя спасла тебя»?
Как видно из книг Священного Писания, угодная и заповеданная Творцом вера человека, вера в Бога и Богу проявляется в нескольких видах. И вера эта, преображаясь Духом, вырастает в совершенный плод, как и сказал апостол: «Плод духа … вера». И мало того, что вера присутствует в плодах духовной жизни, так она ещё подается нам и в дарах Духа. Как и свидетельствует апостол: «дар Духа – вера» чудодейственная (1Кор. 12:8). Рассмотрим в пяти пунктах, какой бывает заповеданная вера.
1. Самое простое и первоначальное проявление веры – это уверенность в невидимом. «Вера есть… уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Вышедшим из периода воинствующего атеизма, конечно же, первое, что нужно – это признать Того Бога, Который открыл нам Себя через пророков. Нужно поверить в Бога, Который есть Праведный Воздаятель и Милостивый Судья.[3] «Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Но без дел[4] одна такая вера, которая лишь признает предвечное бытие Бога и знает о Нем из Библии, и верит в загробную жизнь,[5] всё-таки не даст человеку спасение и совершенство. Потому что и бесы знают о Боге и боятся Его, но, не выполняя волю Его, пребывают в противлении Ему. «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Но нужно признать, что без этой веры не возникнет и веры деятельной. Поэтому вера в то, что «Бог есть и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6) необходима.
2. Вера есть надежда и упование только на Господа Вседержителя.[6] Мы должны надеяться только на Него и уповать на Его святую волю. Это первая и немаловажная составная спасительной веры человека. Добродетель пророка Давида заключалась в удивительном уповании на Бога. И он не был постыжен в своей вере. Давид провел множество сражений, побеждая врагов, среди которых был и рефаим Голиаф. Давид был искусным воином, но не желал уповать лишь на свою силу, ловкость и умение воевать. В своем псалме он воспевает: «ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; но Ты Господи спасешь нас от врагов наших» (Пс. 43:7). В этом пример нам. Уповающий на Бога имеет связь с Ним. И отображением этого утверждения есть тот факт, что на иврите слово «надежда» = ТИКВА́, т.е. упование на Бога, имеет в себе слово КАВ = «нить, веревка».[7] И этот образ веревки есть образ спасения через упование и надежду на Бога, где за один конец держится человек, ищущий помощи и надеющийся на Бога, а другой конец верёвки у Бога. И с помощью этой нити надежды человек ведется Богом по жизни и поддерживается Им. Это и путеводная нить для человека, и нить спасения. Без этой верви надежды нет связи с Богом Спасающим. К тому же в другом смысле, слово КАВ = «нить, веревка, линия», имеет значение «мерная веревка, прави́ло, мерило». Это значит, что уповающий на Бога всегда поступает по тем стандартам, которые требует от него Бог. Т.е. он, надеясь на Бога и предавая себя в Его руки, во́дится Им, исполняя Его волю, и соответствует правильной мере правды Божией, которая есть эталон и мерило для праведника.
Вся третья глава книги бен Сираха воспевает спасительное упование, говоря: «Веруй Ему, и Он защитит тебя, управь пути твои и надейся на Него. Боящиеся Господа! ожидайте милости Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не упасть» (Сир. 3:6,7). «Веруй Ему», значит уповай на Него. «Управь пути твои» – упование должно быть в повиновении воли Его, т.е. быть в послушании Ему и идти тем путем Истины и Жизни, который нам предложен Богом. Само упование и надежда есть «ожидание милости Его», т.е. того, что нам действительно во благо и во спасение. Нам дано предостережение не уклоняться от Него, чтобы не упасть. Так как, оставив ту нить, за которую нам предложено держаться и которой Бог ведет нас по Своему пути, мы не удержимся и без Его поддержки, впадём в различное зло. И если упадём, то будем в этом падении до тех пор, пока не поймем, что без спасительной надежды и веры мы не имеем ни сил, ни помощи.
29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. (Матф.10:29-31)
И в третьей главе книги бен Сираха сказано: «Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям! Горе сердцу расслабленному! ибо оно не верует, и за то не будет защищено» (Сир. 3:12,13). «Боязливое сердце» – это не уповающее, не верующее Богу сердце. Это сердце расслабленное и не имеющее силы. Такое сердце ослабляет все делание человека. Жизнь человека неверующего лишена принципов Божественного пути. От этого человек не может идти одним лишь путем правды, но колеблется в разные стороны, как тонкий стебель на ветру, и переносится с места на места, как пучок сухой травы ветром. Сердце боязливое принуждает человека следовать за своими страхами, сворачивая с пути правды и изменяя Истине, продаваясь в рабы греху. Поэтому «горе сердцам боязливым». «Сердце расслабленное» не имеет силы. Оно пусто от силы, которой мы облекаемся свыше. Такое сердце не имеет Духа Святого. Такое «сердце не верует», не уповает, а значит, не имеет той нити, которая связывает человека с Помощником и Защитником. За то, что сердце не верует, оно «не будет защищено».
Пророк Давид замечательно сказал о надеющемся на Бога, который ничего не боится по этой причине своего упования. «На Бога уповаю, не боюсь, что сделает мне человек? (Пс. 55:12). «Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих» (Пс. 111:7,8). «Ибо Ты – надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей» (Пс. 70:5). Платон, Митрополит Московский, причиной мужества и крепости определял веру, говоря: «Вера – мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лестница к престолу Любви». Вера неотделима от надежды. Вера и надежда – это ступень к высшей добродетели – любви.[9] Только в вере, надежде и любви можно Духом мужественно воспевать сладкие слова Давидова псалма, которые читаются на каждой воскресной всенощной:[10]
2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
3 Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
4 Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь. (Пс.17:2-4)[11]
Как прекрасны эти слова веры и упования. Как успокаивают и приближают они нас к Богу. Такими словами веры прогоняется боязливость, неверие, животный страх, отчаяние и все то, что отдаляет нас от пребывания в Боге. С верой и упованием на Творца нисходит мир в сердце человека. Это истинное успокоение и радость. Об этом покое поет Давид, и этой песнью назидается душа наша.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более…
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он – твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище. (Пс.61:2-9)
Смущение от уныния и страха всегда истребляется верой, которая уповает и надеется на Бога. «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс. 41:6). Чем утешимся мы, чем взбодримся, как не верой и надеждой на Великого Бога. Чем успокоимся и утешимся мы, как не упованием на Него. Мы видим, что изнемогающего Давида его друг укреплял верой. «И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога»[12] (1Цар. 23:16). И мы, утешая и приободряя скорбящих, должны укреплять их словами веры и упования. Пусть наша вера и надежда на Бога зажжёт угасающий светильник изнемогающего в уповании. «Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1Фес. 5:11). «Господь хранит верных» (Пс. 30:24). И сказав об уповании и надежде на Бога, которые неразрывно связаны с верой, необходимо добавить, что вера является необходимой амуницией воина Христова. Апостол Говорит: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:11-16). Упование на Бога есть щит, отражающий все стрелы лукавого.
В контексте темы веры и упования уместно привести как пример малых детей, о которых Христос сказал, что «в них Царство Небесное».[13] Есть в детях нечто, достойное примера, если Христос сказал: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:2). Почему в человеке, который подобен «ребенку» есть Царство Божие. Что в ребёнке может оказаться достойного примера? Как уже мы говорили, ребенок не думает о себе лишнего, не превозносит себя, он незлопамятен, не гневлив, искренен, его сердце чисто. И своей верой в родителей ребенок показывает нам, взрослым, как нужно верить Богу. Ребенок не мыслит себя вне родительской заботы. Ребенок верит, что родители всегда помогут, не дадут в обиду, защитят, накормят и не бросят его. Ребенок любит своих родителей и не может без них. Он отдаст всё, что имеет, лишь бы остаться со своими родителями. Ему не нужны другие папа и мама, он любит только своих, настоящих. Он уповает и надеется на них и верит, что все необходимое, чего ни попросит у них, они дадут ему. Его вера в родителей непоколебима. И мы, если будем верить Богу, как верит маленький ребенок своим родителям, наша вера будет той верой, которую ищет в нас Бог. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Возлагая свое будущее на Бога, мы обязываем Его нам помочь». Христос учит нас молитве, вере и упованию, приводя в пример отношения родителей и детей.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. (Матф.7:7-11)
Нам нужно учиться такой надежде, упованию и вере, какую имеют дети. Если в этом мы станем как они, то Царство Небесное станет и нашим тоже.
3. Есть вера чудодейственная. Это не плод духовной жизни, а Божий дар. Не каждый может понести дар такой веры. И не каждый может показать плод духа – веру, который бы украсился даром Святого Духа – чудотворной верой. Не каждый может верить в чудотворную силу, подаваемую Богом в реальном, но невидимом Его Присутствии. Поэтому сейчас не могут принять дар чудотворения те, кто не имеет такой веры. И перед Богом это тоже немощь неверия. Оно, неверие, препятствует нам получать от Бога просимое. Как и сказал Христос:
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. (Матф.17:20)
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. (Матф.21:21,22)
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. (Мар.9:23)
Христос обещает людям чудотворную силу молитве. Но каким людям. Не всем. А кому?
Во-первых, тем, которые верят в Божественность Иисуса Христа, Сына Божьего. Верят, что Отец во Христе и Христос в Отце. «Видящий Меня видит Пославшего Меня Отца» (Иоан. 12:45; 14:9). И ради веры в Иисуса, как истинного Господа и Христа, происходят знамения. Апостолы свидетельствовали, что такой верой совершаются чудеса. «И ради веры во Имя Его, Имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами» (Деян. 3:16). Здесь же нужно отметить и важность Имени Христа.[14] О вере во Христа будет сказано в пятом пункте.
Во-вторых, чудотворная сила молитвы обещана тем, кто соблюдает заповеди Христовы. «Если чего попросите во Имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:14-15). Но соблюсти все заповеди (т.е. жить по воле Бога) можно только в Духе Святом, Который от Отца Исходит и даруется верующему. Кто остаётся верен Христу, верует в Него и в Пославшего Его. Кто соблюдает всё сказанное Им еще здесь, на земле, среди зла, греха, страдания и преследования, сподобляется обо́жения, т.е. соединения с Богом. Как написано:
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам…
23 … кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоан.14:21-23)
Обо́женный человек, исполненный Духом Святым, не принадлежит уже себе и собственным желаниям, но желает быть руководимым, и уже руководится, добровольно подчиняясь остро чувствуемой им воле Всевышнего.
12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13 И если чего попросите у Отца во Имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14 Если чего попросите во Имя Мое, Я то сделаю. (Иоан.14:12-14)
И если человек в Боге причастен Христу, верен Ему, обо́жен Духом Святым, то и вера у него может быть чудотворной. Обо́женный имеет те же чувствования, что и Христос. Он выполняет то, что заповедал ему Христос.
Человек, причастный Духу Христову, услышан Христом. Он исцелен, прославлен и возвышен во Христе. Такой человек прощён во Христе. Поэтому условием и силой молитвы, кроме веры, поставлено непременное прощение нами огорчивших нас.[15]
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.
24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.
25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. (Мар.11:23-26)
Апостолы просили у Христа умножить их веру. Для нас поучителен ответ Христа на эту просьбу.
5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? (Лук.17:5-8)
Смысл ответа, который дал Христос ученикам, очевиден. У человека не будет веры, которая являет знамения и силу Божию, если человек ждёт, чтобы Бог служил ему. На бытовом примере, который привел Христос, ученики поняли, что если человек верен Богу, то он сам должен служить Ему своей верой. Быть верным – значит показать свою веру. Потому впоследствии и написал апостол Петр нам: «покажите в вере вашей добродетель» (2Пет. 1:5-10). Если ты веришь Богу и в Бога, будь верен Ему. И не просто верен, но верен до смерти. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). Делай то, что Он велит и приказывает. В верности служения Ему и есть умножение нашей веры. Дар веры чудотворной не пребывает у тех, кто не верен Богу и не слушает слов Его. Если мы просим чего-то у Бога, пусть даже имея огромную веру, что Бог в силах выполнить наши просьбы, но не выполняем того, что просит от нас Бог, глупо надеяться и верить, что наши просьбы будут исполнены. Если у нас есть желания, которые мы высказываем в своих молитвах Богу, то нужно выслушать и желания Божьи. И не только услышать, но и выполнить их. Слова наших молитв – это то, что мы просим у Бога. А Священное Писание и слова Духа Божьего – это «молитвослов» Бога, в котором Бог обращается к нам. И чтобы быть услышанным, нам нужно слышать. Чтобы получить желаемое, мы сами должны делать и исполнять то, чего желает Бог. Современная искаженная традиция верующих подразумевает покупку помощи Божьей без всяких обязательств. И, как правило, человек, приходящий для молитвы в храм, покупает самую дорогую свечу, ставит ее на подсвечник и, без всякого сомнения, с великой верой во всемогущество Бога говорит: Господи, не Твоя, но моя воля да будет! Т.е. просит о своём, совершенно не задумываясь о воле Бога. Но в молитве, которой научил нас Христос, мы говорим: «да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матф. 6:10). Т.е. Ты Царь, и ты приказываешь. Я верен Тебе, как Твои ангелы на небе. И здесь, на земле, я желаю выполнения и буду выполнять Твою волю.
В нашей деятельной верности Богу умножается наша вера. Но чтобы наша вера не обесценилась тщеславием и гордостью,[16] и чтобы мы не лишились плода, Господь в своём ответе ученикам на просьбу «умножь в нас веру» добавил слова: «Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лук. 17:5-10). Т.е. наша вера и верность должны умножаться в смирении. Так как гордость портит всякий плод.
4. Говоря о вере чудотворной, мы перешли к верности Богу. Поэтому в этом пункте обозначим веру как верность. Вера проявляется в делах веры как верность Богу. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Другими словами, вера (верность), это исполнение того, что заповедует Господь нам делать. Умножение веры состоит в нашем смиренном следовании за словами Христа. Исполняя то, что мы слышали от Него, мы умножаем свою веру. Следуя во смирении за Христом, мы любим, надеемся, верим, прощаем, терпим, проявляем милосердие, молимся, бодрствуем, трезвимся, воздерживаемся и говорим при этом: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Как же нам узнать, что мы во Христе и Дух Божий исполняет нас? Апостол Иоанн об этом говорит нам.
3 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. (1Иоан.2:3-6)
Не может человек быть верным, быть угодным Богу, быть обителью Бога, но не повиноваться Ему, не выполнять повелений Его. Если мы верующие, это значит, мы повинуемся словам Его. Если мы веруем, это значит, что мы удаляемся от греха, очищая себя от всякого нечестия. Так как верующий и «всякий имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1Иоан. 3:3). Человек, наполняющийся Духом, – это человек, удаляющийся от греховных мыслей, слов и дел. Он получает дерзновение ко Господу, дар веры действенной, на пользу Церкви, как и говорит нам апостол Иоанн:
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. (1Иоан.3:21-24)
5. Вера Богу – это верность Ему делами и всей жизнью своей, любовью, надеждой и, самое главное, верой в Сына Божьего Иисуса Христа. Этот пункт определения веры показывает необходимость веры в Мессию Спасителя, Который воистину есть воплощение Божественного Логоса. Кто отвергает Иисуса как Христа и Сына Божьего, отпадает от спасающей, преображающей, освящающей благодати Божией. А «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Иоан. 4:15). Вера в Иисуса Христа = ИЕОШУ́А А-МАШИ́АХ являет верующему силу к освящению и спасению. Апостол Павел сказал, что во Христе Иисусе имеет силу лишь «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Эти слова подтверждают приведённые выше слова апостола Иоанна о дерзновенной вере в молитве, которая связана с любовью:
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во Имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. (1Иоан.3:21-24)
Все проявления веры, как плода духовной жизни, без твёрдой веры в проповеданного Сына Божьего,[17] останутся для человека без пользы, если он отвергает и «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1Иоан. 4:3).
Те люди, которые совершают дела любви и добра вне веры в Сына Божьего, по Иоанну Златоусту, похожи на останки мертвецов, хотя и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному. Добрые дела должны быть для того, чтобы иметь веру, которой человек жив будет. Сами по себе добрые дела, не ради Бога делаемые,[18] могут лишь ходатайствовать нам спасительную веру, но без Бога и веры в Него, добрые дела – это неоконченная работа, которая не будет оплачена. Это также как если бы мы начали дело для самих себя и пожелали, чтобы кто-то нам его оплатил. Но оплачивает работу заказчик. А если у нас его нет, и никто нам не поручал делать этот труд, то ждать оплаты делающим дело ради самого дела не стоит. Если делаешь дело не ради Бога, то и не надейся на воздаяние от Господа.
Итак, как мы писали в главе «Царство Божие в Церкви», только Духом Святым человек, который воспитан в Единобожии, может назвать Иисуса Господом. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12:3). Как человек без Божией благодати не может истолковать пророчества Писания, так не может без Духа Святого понять и того, что Слово стало плотью. Нам дана заповедь от Христа: «веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Иоан. 14:1). Христос, призвавший Павла на дороге в Дамаск, сказал, что верой в Него «открываются глаза, и люди обращаются от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18). Христос посрамил и разрушил власть дьявола над родом человеческим. Мы освобождаемся от этого ига, если веруем в Иисуса как Сына Божьего, Помазанника, и спасение Божье, которое мы получили в Его распятии и воскресении. И мало того, все не из народа Израильского, т.е. язычники, «верой в Меня», как сказал Христос, «получают прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:18).
36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. (Иоан.3:36)
Чем больше наполняется человек Духом, тем крепче его вера в Спасителя. В плодах духа наша вера возрастает. С возрастанием плодов крепнет упование и верность Богу, крепнет и вера в Сына Божьего – Иисуса Христа. Вера в Спасителя вводит нас в жизнь вечную. Как написано: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). И вводит нас вера не просто в вечное бытие, но в ту блаженную и вечную жизнь, для которой мы и были сотворены. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Иоан. 6:47).
Нашу веру, (т.е. веру не видевших Его чудеса), Христос назвал блаженной, потому, что когда-то ученики верили в Него ради Его чудес и потому, что видели Его воскресшим. Так, поверившему апостолу Фоме Христос сказал: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан. 20:29). Также и апостол Петр всем принявшим Христа как Сына Божьего, но не видевшим Его, а уверовавшим по апостольской проповеди говорит: «вы не видев Иисуса Христа, любите, и доселе не видя, веруете в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1Пет. 1:8,9). И мы, принявшие своей верой уверенность в Том, Кого не видели,[19] приняли Дух Святой, Который, соблюдая нас в святости и радости, спасает наши души.
Царство Божие, которое образуется в нас Духом Святым, свидетельствует, что в нашей душе есть Царь Святой, Царь Небесный.[20] Царь велит и приказывает, и если мы слышим его приказы и с радостью повинуемся Ему, значит, точно и наверняка достигло нас Царство Божие. Без веры в Сына Божьего, мы не можем угодить Пославшему Его. Верой вселяется в наше сердце Христос, и мы утверждаемся Духом Святым и утверждаем внутреннего, нового, духовного человека, чтобы он превозмогал своего старого, плотского и душевного. «Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа… да даст вам, … крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:14-17).
Первое, что является делом спасения, которое велит делать Бог, – это веровать во Христа Иисуса. Люди спрашивали Его: «что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоан. 6:28-29). Без этого главного дела Божьего все другие дела будут несовершенны, и мало того, если делающий отвергает Посланника Отца Небесного, они будут бесполезны. Принимая Христа, мы должны повиноваться Ему и слушать Его слово, исполняя его. Этим мы приобретаем спасение души и жизнь вечную.
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:24)
Через Сына Божьего Иисуса Христа, через Его человеческую природу мы всыновляемся Богу и становимся детьми Его. «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1:12). Велика сила веры для спасения людей через Сына Божьего. За неё мы получаем Духа Святого,[21] и через неё мы обретаем спасение. Как сказал апостол:
16 … человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. (Гал.2:16)
Для большего понимания затронутой темы я хочу привести пятую главу из первого послания апостола Иоанна о вере во Христа Иисуса. О вере действенной и живой, той, которая спасает, очищает, всыновляет нас Богу, делает святыми и дает жизнь вечную.
4 Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью и Духом, не водою только, но водою и кровью, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино…
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него…
18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
21 Дети! храните себя от идолов. Аминь. (1Иоан.5:4-21)
И, наконец, говоря о вере, ответим же себе на вопрос: «Так в чём же проявляется вера Богу?»
«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8). Много ли людей сейчас верят Богу так, как это заповедано? Ведь вера, как и любовь, оскудевает по причине беззаконий.[22] Мы должны просить у Бога помощи в обретении веры и верности, как тот человек, описанный в Евангелии, взывая ко Господу: «верую Господи! помоги моему неверию» (Мар. 9:24).
Важно отметить, что как все проявления веры бесполезны вне Единобожия и вне веры в Сына Божьего Иисуса Христа, так и вера в Сына Божьего будет бесполезна без веры, действующей любовью. «Так как, кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан. 4:8). Христос дал нам заповедь: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 15:12). Без любви можно веровать во Христа, но эта вера не будет верой Христовой. Прежде отвержения Иисуса как Маши́аха, книжники и фарисеи отвергли важнейшее в законе, среди которого была милость (любовь). Христос все заповеди Моисея возвысил, усовершенствовав любовью, чтобы человек не только был избавлен от огня вечного, но и смог бы войти в обители Отца Небесного. Без любви, какую заповедал нам Христос, не может человек наследовать Царствие Божие. Вера вне любви и вне дел любви – вера мёртвая. Мёртвая вера – это бесполезная вера. Апостол Павел говорит: «Если имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто»(1Кор. 13:2). Ведь мы знаем, что даже самарийский колдун Симон Волхв[23] уверовал в Сына Божьего, видя знамения Духа Святого. Как написано: «уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся» (Деян. 8:13). Но его вера была вне любви и вне милости к ближним. В его вере присутствовала корысть. Симон не только сам хотел иметь Духа Святого, но желал быть «продавцом» Даров Святого Духа тем, кому пожелает. Он предлагал апостолам деньги за то, чтобы они возложили на него руки, сделав его епископом. Он имел корыстное желание за деньги продавать дары Духа, не понимая главного в Царствии Божьем, что «любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего» (1Кор. 13:4). Он не понимал того, что любовь бескорыстна. Апостол же Петр сказал ему: «серебро твое, да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом»[24] (Деян. 8:20,21). Желание неправды не осуществится благодатью. Ни благодати, ни даров – ничего не будет у человека беззаконного, корыстного, гордого и противящегося Слову Божьему. Корыстные и эгоистичные желания, которые человек думает получить от Господа, не исполнятся, потому что вера действует только любовью. Апостол Иаков сказал нам по этому поводу замечательные слова: «Желаете и не имеете, убиваете и завидуете, и не можете достигнуть, препираетесь и враждуете, и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1-3). А еще апостол назидает нас просить мудрости Божией. Мудрость нужна чтобы отличать добро от зла. Необходимо знать, что угодно Богу и что полезно для нашего спасения и совершенства. И, говоря о мудрости, апостол дал наказ. Чтобы получить просимое, должно просить с верой. Но да просит с верой, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1:6-8). Так как всё, что просит человек для своего возрастания в правде и Истине, без сомнений дастся ему.
Человек, верующий Духом Святым, различает, что есть добро и что есть зло. Что угодно Богу, а что нет. В этом есть мудрость. Имея мудрость, он знает: «всё что не по вере – грех» (Рим. 14:23). Вера же наша становится угодной Богу, если мы желаем всегда служить Ему и ищем познание и выполнение воли Его. Вера не в том и не для того, чтобы Бог выполнял наши желания. Вера ищет исполнения воли Божией, а не своей. Верующий ищет того, что угодно Богу, а не собственной корысти. Верующий желает быть верным подданным Великого Царя Небесного, а не того, чтобы Царь был исполнителем его холопской воли. Он желает пребывать в Его Царстве и желает, чтобы Царство Небесное пребывало в нем. Если человек желает и ищет не Царствия Божьего и правды его, он ищет не того. Тогда он желает и не получает. А если человек желает и не получает, завидует и не имеет, его жизнь становится как мятущееся море, где нет покоя, тишины и веры. Но сказано нам в утешение Спасителем: «да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Иоан. 14:1). Верой Христовой усмиряется наше мятущееся сердце и проходит всякое смущение, находящее на нас от плоти, мира сего и дьявола. А неверующий же не имеет покоя. Как написано у пророка Аваакума: «вот душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен» (Авв. 2:4-5).
Во Христе мы святы, мирны и свободны. А вне Христа собственные похоти причиняют человеку страдания. Поэтому греховное желание и называется страстью, страданием. Человек же, находящийся в Духе Святом, свободен[25] от греховных, постоянно меняющихся и увеличивающихся желаний, похотей и злобы. Верой Богу наше мятущееся и смущающееся сердце успокаивается и приобретает мир и радость, которые также являются плодом Духа.
[1] О праведном суде как о добродетели, угодной Богу и оставляемой людьми лицемерными, мы писали в главе «Царство Божие и лицемерие».
[2] ТаНа́Х – название еврейской Библии. Это акроним названий трёх её разделов. 1) ТО́РА = תּוֹרָה = Закон; 2) НЕВИИ́М = נְבִיאִים = Пророки; 3) КТУВИ́М = כְּתוּבִים = Писания.
[3] Христианский Никео-Цареградский Символ веры, который мы читаем в утренних молитвах и поем на литургии при совершении Евхаристии начинается так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша…». Этими словами очень точно и кратко выражается вероучение Церкви, и показывается, в какого Бога должны верить люди.
[4] О вере деятельной см. в четвёртом пункте.
[5] «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).
[6] Все псалмы царя Давида в буквальном прочтении – это благодарение, восхваление и упование на Господа. Если человек полагает упование на что или на кого-либо более, чем на Бога, это грех оставления важнейшего, что заповедано нам Богом в Священном Писании. Если даже мы и отбросили обычную для людей нецерковных надежду на богатство, власть и силу, но по неразумию полагаем в первую очередь упование не на милость Божию, а на свои аскетические подвиги и заслуги или даже на помощь святых угодников, то и в этом мы погрешаем, что первым в нашем уповании у нас не Господь Бог. Так как первое в нашем уповании – это Бог, и последнее в нашем уповании – тоже Бог. Как написано: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; говорит Господь» (Откр.1:10). И лишь в надежде и уповании на Бога, с верой в Его Силу и Промысел мы можем призывать святых, которых любит Бог, просить помощи у других людей и использовать все дозволенные способы решения проблем. Что касается святых, то мы призываем их как собратьев, прославленных в Вышнем Царстве, как любимых и верных единоверцев нашей Христианской Церкви, но уже не земной, а Небесной. Всегда нужно чувствовать эту иерархию и верно выбирать приоритет в молитвенных прошениях и прославлении, чтобы оставаться христианами верными Богу.
[7] Подробно см. проповедь «Надежда неотделимая от веры». Например, в псалме слово КАВЭ́ = «надейся», повторяется два раза. «Надейся на Господа = КАВЭ́ ЭЛЬ АДОНА́Й, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа = ВЭ-КАВЭ́ ЭЛЬ АДОНА́Й (Пс.26:14). Слово קָוָה = КАВА́ = «надеяться, уповать, ожидать», имеет в себе коренное слово קַו= КАВ = «нить, веревка, линия, мерило, правило». Как мы видим, это слово встречается и в книге пророка Захарии: «Соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь = КАВ протянется по Иерусалиму (Зах.1:16). Удвоение слова «надейся» в Пс.26:14 дает двойное указание человеку. Первое приказывает надеяться до того, как он стал твердым и мужественным, т.е. уповать, когда он слаб и требует помощи. А второе приказывает уповать и надеяться даже тогда, когда человек уже получил помощь и силу. И тогда он не должен забывать, что это Бог его держит и дает ему избавление и помощь. Мы должны надеяться на Бога и до того, как Он помог нам, и после Его помощи и вмешательства. Т.е. всегда.
[8] «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс.145:3). «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс.117:8,9).
[9] «Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (1Кор.13:13).
[10] Этими словами начинается чтение третьей кафисмы на воскресной утрене.
[11] «Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь». В церковно-славянском переводе, согласно еврейскому и греческим текстам, прибавлено слово «хваля». «Хваля призову Господа и от враг моих спасуся». Не просто призову, но призову, воспевая, хваля и прославляя, благодаря и величая. Вот какова сила хваления Бога. Хвалебная и благодарственная молитва с верой (с упованием) должна быть постоянной молитвой в нашем сердце. «Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5:17,18).
[12] Буквально в стихе написано: ויחזק את־ידו באלהים = ВЕ-ЙАХАЗЭ́К ЭТ-ЙАДО́ БЕ-ЭЛОИ́М = «укрепил руки его в Боге». Т.е. укрепил словами упования на Бога. В современном иврите фраза ХИЗЭ́К ЭТ-ЙАДА́В, которую буквально можно перевести как «укрепление рук», имеет смысловое значение «поддерживать, приободрять», что восходит к этому библейскому выражению.
[13] «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:13,14).
[14] Подробно о Имени Христа см. в нашем толковании буквы ШИН.
[15] Прощение совершается любовью. И любовью выполняется заповедь Христа в отношении окружающих нас людей, которую Он дал после назидания о молитве. Чтобы быть услышанными в наших просьбах, мы не только должны прощать своих обидчиков, но и сами не должны никого обижать. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф.7:7-14).
[16] «Ты держишься верою? не гордись, но бойся» (Рим.11:20).
[17] Сейчас Христос проповедуется нам в словах Евангелия и всего Писания Нового Завета. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во Имя Его» (Иоан.20:31).
[18] «Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «Всякий, кто не собирает со Мною, тот расточает». (Матф.12:30). Доброе дело иначе нельзя назвать, как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: «Во всяком языце бояйся Бога и делающий правду приятен Ему есть». И как видим из последовательности священного повествования, этот «делающий правду» до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился Ангел Господень во время молитвы его и сказал: «Пошли в Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра, и той ти речет глаголы живота вечного, в них спасешься ты и весь дом твой». Господь все Свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, пришедшего в мир грешные спасти, и приобретением себе благодати Духа Святаго, Вводящего в сердца наши Царствие Божие и Прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых» (Серафим Саровский. Беседа с Мотовиловым «О цели христианской жизни»).
[19] «Мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7).
[20] «Бог спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:5-7).
[21] «Уверовав в Него (Христа), мы запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1:9-13).
[22] «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф.24:12). Беззаконная жизнь, это жизнь вне Слова Божьего и противление воле Его. Но человек, умножающий правду, умножает любовь. Правдой умножается и вера, которая по слову апостола, от слышания Слова Божьего» (Рим.10:17). И как некто сказал: «Вера возрастает по мере того, как Дух побуждает нас понимать и применять Священное Писание».
[23] Симон маг, прибегавший к колдовству и обольщающий людей, впоследствии противился апостолам Петру и Павлу. Его учение, построенное на гностических идеях, долгое время смущало Церковь Христову. В житийном предании о св. ап. Петре и Павле много написано и о противодействующем им Симоне Волхве. Против лжеучения гностиков писал Ириней Лионский в своем труде «Пять книг против лжеименного знания».
[24] Христос повелел ученикам: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Матф.10:7,8). Сейчас Церковь именем Симона Волхва называет безумный грех «покупки-продажи» благодати Христовой. Это грех «симонии». В этом мерзком пред Богом грехе виновны и продающие, и покупающие. Во-первых, симония – это если священство за деньги преподавалось недостойному человеку через возложение рук епископа. Во-вторых, симонией грешат те люди, которые без веры, покаяния, исправления жизни желают «без проблем», после оплаты, быстро получить водное крещение, забывая о том, что рождение для Царства Божьего не только от воды, но и от Духа Святого, Которого за деньги купить нельзя. Этому же греху повинны и те, кто совершает такое крещение. Крестится можно не после того, как «оплатишь услугу», а после того как уверуешь и покаешься в прежней греховной жизни. Только после рождения от Духа (см. главу: «рождение от Духа Святого») возможно приступать к «рождению от воды», т.е. к таинству погружения. Ко крещению не могут приступать люди, не уверовавшие, что Иисус есть Христос и Сын Божий, и все те, кто не ищет и не желает искать Царствия Божьего и правды Его. И священник, если совершает таинство не ради Царствия Божьего и Правды Его, а по иным интересам, также согрешает. Апостол Филипп после волеизъявления эфиопского вельможи ко крещению удостоверился, имеет ли он непоколебимую веру в то, что распятый Иисус есть Сын Божий. «Евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян.8:36,37). А вера же подразумевает и дела веры – верность Богу, и, конечно же, упование на Бога.
[25] «Сказал Иисус … если пребудете в слове Моем, … и познаете истину, и истина сделает вас свободными … всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8:31-34).